КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеМикроэкономика цвета крови

13 ОКТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
savchenko.ru
Заниматься бизнесом в России небезопасно, так было в 90-е годы, так и сейчас. Драматическое развитие противостояния между «Интеко» и белгородской администрацией – наглядное тому доказательство.

Свои злоключения компания прямо связывает с противостоянием с администрацией региона, которое длится уже не первый месяц. Причины конфликта в принципе лежат на поверхности. Амбициозный инвестор не нашел общего языка с сильным властным губернатором Евгением Савченко, который правит регионом с 1993 года и не привык к тому, что в области может сложиться альтернативный центр влияния – как экономического, так и политического.

В последнее время противостояние перешло в особо острую стадию, что связано с кампанией по выборам в областную думу. «Интеко» сделала политическую ставку на список ЛДПР, инициировав включение в него четырех своих представителей. Цель была очевидна – лишить Савченко большинства в парламенте. Значение этих выборов для местной власти резко выросло – и дело не только в том, что губернатора теперь утверждает именно дума. Пример Саратовской области показывает: большинство в местном парламенте может так сильно досадить губернатору, что президент не будет даже предлагать его кандидатуру на новый срок. А эта процедура в отношении Савченко ожидается достаточно скоро – в 2007 году.

Местный избирком отказал в регистрации списка ЛДПР со ссылкой на несвоевременное представление документов. Областной суд оставил это решение в силе. Но разве снятие партийного списка или успешного кандидата с выборов – это только белгородский казус? Вспомним хотя бы недавнее голосование на Ямале, когда с дистанции сняли Партию пенсионеров. Или в Магадане, где аналогичная судьба постигла СПС и «Яблоко». Или во Владимире, где сняли «Родину». Во всех случаях речь идет не о маргинальных списках, а о партиях, имевших реальные шансы на прохождение в местные парламенты и, следовательно, инвестиционно привлекательные для регионального бизнеса, готового вложиться (и уже вкладывавшегося!) в успешные политические проекты ради получения депутатских мандатов. После снятия партии бурно, но недолго возмущались, а потом смирялись со своей участью, понимая, что стену лбом не прошибешь.

Однако в Белгороде «Интеко» не отступила. ЛДПР выставила своих кандидатов в 13 из 17 одномандатных округов, так что борьба не закончена. Что последовало за этим, можно узнать из заявления главы «Интеко» Елены Батуриной, где содержится хронология событий последнего месяца, на который пришлась избирательная кампания.

Итак, 29 сентября арестован и сожжен тираж «единственной неподконтрольной губернатору Савченко» газеты «МК в Белгороде».

6 октября избит бейсбольными битами начальник штаба ЛДПР Сергей Лоза.

7 октября милиция пыталась сорвать концерт певца Александра Кальянова в Старом Осколе, спровоцировав массовую драку.

7 октября неустановленные лица напали на 14-летнюю дочь кандидата в областную думу от ЛДПР Игоря Чугреева и избили ее, сломав ребра и переносицу.

9 октября совершено нападение на издателя газеты «МК в Белгороде», исполнительного директора ООО «Интеко-Агро» Александра Анненкова.

10 октября в Москве зверски избит, а 12 октября скончался в больнице адвокат компании «Интеко» и «Интеко-Агро» Дмитрий Штейнберг, один из наиболее известных и квалифицированных адвокатов страны.

Теперь руководство «Интеко» обращается к президенту и генпрокурору с просьбой о защите. Владимир Жириновский требует увольнения Савченко. Все при этом подчеркивают чуть ли не уникальность Белгородчины как некоего оазиса произвола. Но так ли это? Вспомним Карачаево-Черкесию с кровавым конфликтом за обладание предприятием, который чуть не привел к смене власти в республике. А крупный бизнес федерального уровня вообще старается в эти республики не соваться, прекрасно понимая все возможные проблемы.

В других регионах тоже не идиллия. К примеру, сейчас стало модно противопоставлять «плохим» олигархам «хороший» средний бизнес. Однако перед криминалом он более беззащитен: ресурсов для выживания у него еще меньше. Вот уголовная хроника только за последний месяц, вызывающая в памяти перечень бед «Интеко» (разве что в «интековском» списке на сегодняшний день одно убийство).

Итак, 28 сентября в Москве убит гендиректор входящей в крупный холдинг «Мистерия звука» компании «Мистерия Дистрибьюшн» Айрат Шарипов.

29 сентября в Москве убит глава СКБ часового станкостроения Евгений Вайсман.

5 октября в Твери убит гендиректор ООО «Арион» Арутюн Тунян. Покойный руководил строительными фирмами «Стройдеталь» и «Тверские строители», был председателем армянской национально-культурной автономии.

6 октября в Миассе убит гендиректор ЗАО «Трек» (крупного предприятия по производству автокомпонентов) Андрей Падучин.

8 октября в городе Никольске Пензенской области обнаружено тело директора завода «Красный гигант» Валентина Быкова. Причина смерти – огнестрельное ранение в голову. Ранее Быков звонил прокурору района, сообщив, что ему угрожали представители криминальных структур.

Разумеется, в перечисленных выше случаях речь идет не о такой крупной компании, как «Интеко». Но каждый из них – это трагедия человека, который руководил не «Рогами и копытами» по производству воздуха, а вполне реальным и не самым маленьким бизнесом, обладал весьма высоким социальным статусом, пользовался влиянием в своем регионе или отрасли.

Таким образом, если владелец среднего бизнеса может погибнуть, столкнувшись с бандитами городского масштаба, то проблемы крупной компании носят более системный характер. Но их объединяет высокая степень рисков для занятия бизнесом в современной России. Одно дело – инвестиционные рейтинги, которые присуждаются ей международными агентствами на основании пристойных макроэкономических показателей. И совсем другое – реальная микроэкономика, которая нередко окрашивается в цвет крови.

Автор – заместитель генерального директора Центра политических технологий


Обсудить "Микроэкономика цвета крови" на форуме
Версия для печати