НОВОСТИ

23 МАЯ 2007 г.

Для начала замечу, что в Amnesty International работают такие чиновники от общественности, поэтому формулировки в ее докладах бывают очень мягкими, корректными, даже иногда слишком. И хотя в последнее время они стали смелее говорить о существующих проблемах, я бы скорее говорил о том, чего в докладе не хватает.

"Международная амнистия" прославилась как организация, которая дают заключенным статус политзаключенных, узников совести. Мир признал за ними это право. Российские правозащитники неоднократно обращались к ним с этой проблемой, выработали некоторую процедуру, подготовили список, в котором сейчас около сотни имен. Этих людей мы считаем политическими заключенными. Но, к сожалению, "Международная амнистия" признала узником совести одного Сутягина, признала, что в преследованиях Трепашкина есть политические мотивы, но не признала Данилова узником совести и не дала статус политических заключенных Ходорковскому и Лебедеву. Я говорил об этом с прибывшей в Россию заместителем генсекретаря Amnesty International Кейт Гилмор, мы с ней условились, что продолжим этот разговор.

А в целом представление о нашей ситуации правильное, хотя они не очень понимают, что происходит в наших тюрьмах. А там созданы пыточные условия, но это касается не столько условий содержания, тут как раз ситуация улучшилась. Страна за счет нефти богатеет, вот часть денег и достается Федеральной службе исполнения наказаний, строятся новые изоляторы. Начальник службы Калинин даже водит экскурсии по образцовым изоляторам, которые действительно построены в соответствии с европейскими стандартами. Но их единицы. Одновременно ужесточается режим содержания заключенных, а если люди протестуют, их за это избивают и пытают.

Это большая серьезная проблема, которую, как мне кажется, "Международная амнистия" не до конца понимает. Но упрекать их за это не стоит, этого часто и в России не понимают. Пенитенциарная система очень закрытая, и сложно понять, что там на самом деле происходит. Если до понимания проблем армии общество уже дозрело, то это нам только предстоит осознать.

Версия для печати