НОВОСТИ

30 МАЯ 2007 г.

Экуменический  диалог православных и католиков на определенном этапе зашел в тупик – не смогли договориться  по проблеме униатства, слишком она болезненная, особенно для РПЦ. После встречи в Балтиморе, где собственно стороны и зашли в тупик, прошло шесть лет. И вот встреча в 2006 году в Белграде. Решили вопросы, связанные униатством, отложить и заняться менее острыми проблемами. С нашей стороны к диалогу подключился епископ Илларион – человек молодой и энергичный. Он сразу взял быка за рога. РПЦ соперничает с Константинопольским патриархатом, а Ватикан склонен рассматривать его как свой собственный аналог в православном мире. Вот Илларион и предлагает расставить точки над i – мы признаем за Константинополем первенство чести, но примата юрисдикции  не признаем, поэтому по большому счету Константинополь нам не указ. Отсюда можно выйти и к более широким богословским проблемам, в частности к примату папы Римского, который всегда был в центре споров католиков и православных. В Белграде Илларион столкнулся и с тем, что при голосовании РПЦ иногда оказывалась в меньшинстве, другие православные церкви не всегда с ней были единомысленны. Отсюда требование решать спорные вопросы через консенсус, то есть РПЦ как бы оставляет за собой право вето. И, наконец, – диспропорциональное представительство, которое также кажется РПЦ несправедливым – «нас тьмы и тьмы, и тьмы», а представлены всего двумя  делегатами, как и все остальные. Все это свидетельствует – РПЦ расчищает процедурное поле, чтобы усилить свою позицию. В политике такая игра мускулами может быть оправданна, в богословском диалоге – не думаю.
Что касается православно-католических консультаций в Москве, инициированных ОВЦС, то это продолжение поиска общей платформы для религиозного противостояния европейскому секуляризму, которая собственно и является идейной базой для сближения РПЦ и Ватикана в последнее время. Темы заявлены острые: именно по вопросам антропологии, этики и мотивации человеческого достоинства секулярное и религиозное мировоззрение во многом расходятся. Видимо, ОВЦС хотелось бы развить и тему прав человека, РПЦ в последнее время пытается подвергнуть эту идею ревизии, но у Ватикана здесь гораздо более умеренная позиция. Это ясно каждому, кто знаком с высказываниями папы Бенедикта XVI по этому вопросу, в частности с его диалогом с Юргеном Хабермасом.
Версия для печати