НОВОСТИ

7 ИЮНЯ 2007 г.
Стремление использовать любую возможность для проповеди Евангелия, с моей точки зрения, можно только приветствовать. Конечно, случай в Томской епархии, когда для этого приспособили плот водоохранной службы, на первый взгляд, смотрится очень экзотично. Но всего лишь сто лет назад православные миссионеры эксплуатировали специальные корабли-храмы, баржи-часовни на крупных реках России Волге, Амуре, Доне.
В условиях отсутствия храмов в некоторых населённых пунктах огромной страны, тем более в Сибири с её необъятными просторами, применение миссионерских кораблей было оптимальным способом окормления православной паствы. На Транссибе циркулировал специальный железнодорожный вагон с походной церковью для тех же целей. Царское правительство не успевало строить храмы для переселенцев Дальнего Востока, хотя в последнее десятилетие существования империи ежедневно происходило освящение очередного воздвигнутого алтаря.
За последние пятнадцать лет темпы храмостроительства вдвое превзошли аналогичные показатели дореволюционного периода. Правда, по данным социологов, большинство церковных сооружений были воздвигнуты на спонсорские средства, а не на деньги приходских общин. Катастрофическое угасание русских сёл, начавшееся ещё в хрущевские времена, вымирание посёлков и небольших городков, закрытие «градообразующих» предприятий в 90-е годы минувшего века привело к тому, что народ в «депрессивных» зонах не может даже содержать построенные для него церкви. Духовенство прекрасно знает, что приход, расположенный в населённом пункте численностью менее 10 тысяч человек, будет, скорее всего, зависеть от «доноров».
При таких обстоятельствах неизбежно встанет на повестку и кадровый вопрос. Найти хорошего священника для такого прихода крайне затруднительно. В силу малочисленности многих сел и деревень, они не способны дать кандидатов в пресвитеры из местных. Посылаемые епархиями в такие депрессивные зоны семейные священники, как правило, сталкиваются там с серьезными материальными проблемами. Для того чтобы хоть как-то свести концы с концами, многие вынуждены работать по гражданским специальностям. И это далеко не самый плохой случай… Есть достаточно примеров, когда настоятели не выдерживали непомерных тягот (моральных и материальных) и приходы оставались без священников.
Мне кажется, что использование каких-либо специальных транспортов для церковных нужд – неплохая идея. В стране есть много приходов, которые неизбежно исчезнут в ближайшие десятилетия. Строить (или реставрировать) в них капитальные храмы – пустая трата средств. Не меньшей ошибкой будет и рукоположение для них священнослужителей по «остаточному принципу». Всем известно, что  «каков поп – таков и приход». Наши предки хорошо понимали подзабытую истину – «Бог не бревнах, а в ребрах». Поэтому разумнее потратиться на духовное просвещение (семинарии, школы, библиотеки), а не на кирпичи. Даже в крупных городах прихожане часто жалуются на отсутствие обычной проповеди, внебогослужебных  бесед.
Если «сплавы» по рекам являются частью хорошо продуманной стратегии: разумного использования материальных средств, привлечения способных к проповеди священников, заботой о пастве, находящейся в малодоступных районах, то  это можно только приветствовать. Разумеется, таинству Крещения (единичному или групповому) должна предшествовать катехизация или исповедь приступающих к нему. Необходимо время для бесед с родителями детей, которых собираются крестить. В таком серьёзном деле не может быть кампанейщины в стиле «агитпропа» («ударим автопробегом по разгильдяйству и бездорожью»). Это должны, на мой взгляд, хорошо понимать организаторы подобной акции. В противном случае подмена миссионерства, проповеди заурядным требоисполнительством (что, увы, тоже не редкость) не прибавит Церкви христиан.
Протоиерей Максим Хижий - священник Свято-Троицкого собора Владимирской епархии, преподаватель Владимирского государственного университета
Версия для печати