Надо сказать, ничего нового в этой позиции мэра и правительства Москвы нет, такая позиция правительства Москвы существует давно, я не знаю какие конкретные поводы для нынешней кампании, но это существовало всегда. Хотелось бы знать, какие мотивы для подобных планов. У нас и так довольно суровое законодательство - закон о правовом положении иностранных граждан, который был подготовлен Жириновским и ЛДПР, создал практически непреодолимые препятствия для легализации. Возможно, нынешнее заявление отражает какую-то внутреннюю борьбу «в высших сферах» по этому вопросу.
Я могу только предполагать. Первое, что приходит в голову - это обычная популистская риторика. В течение многих лет мэр Москвы и те, кто его поддерживает, используют враждебную риторику по отношению к приезжим для самосохранения у власти. Эксплуатируют московский эгоизм, вражду к приезжим, при этом широко используя труд мигрантов. Мигрантов как дешевую рабочую силу активно привлекают в том числе и ведомственные структуры: ЖЭКи, дорожные работы, для уборки улиц и т.д. Я думаю, что правительство Москвы - один из самых крупных работодателей для приезжих. А уж в бизнес-структурах, в частности, в строительном бизнесе, который, как известно, во многом контролируется супругой мэры – труд мигрантов используется повсеместно. И уж там, конечно, можно говорить о злоупотреблениях, нарушениях, использовании труда нелегальных мигрантов, несоблюдении техники безопасности и т.д. и т.п. Получается - с одной стороны, заинтересованность в пребывании этих людей в городе, с другой – враждебная риторика, направленная, как мне кажется, на то, чтобы сохранить популярность у москвичей. К сожалению, по представлениям мэра это, видимо, способствует его популярности и помогает оставаться у руля. Возможно, это действительно так. То, что мэр долгое время остается популярным – это факт. Видимо, москвичи его любят, в том числе и за то, что он не любит приезжих.
Я не знаю, насколько это осознанно делается и не стану утверждать, что именно Юрий Михайлович так думает, мне его человеческие качества неизвестны. Но рискну предположить, что подобные решения отчасти инициируются достаточно коррумпированной средой, которая в значительной степени, благодаря коррупции, живет и питается. И время от времени, показывая мигрантам кулак или дубинку, правительство Москвы напоминает о том, что с ними (мигрантами и их работодателями) могут поступить очень жестко, дабы они не забывали, что надо платить.
Что касается предложения о сокращении квот на привлечение иностранной рабсилы, мне сложно судить об экономических аспектах этой проблемы, я не знаю, какова реальная потребность Москвы в такой рабочей силе. Но мне кажется, она достаточно велика и 300 тысяч для города, в котором уже больше 12 миллионов человек – это, мягко говоря, немного. Если просто выйти на улицу Москвы, то сразу, стоя на одном месте, гарантировано увидишь несколько трудовых мигрантов: они метут улицы, чинят дорогу, грузчиками работают – их присутствие ощущаются повсюду. Они находят для себя работу – значит, потребность в них есть. Очевидно, необходимо провести объективное исследование, выяснить сколько мигрантов нужно Москве и, исходя из результатов, называть цифры. Сегодня же мы имеем дело исключительно с политикой, причем с политикой корыстной и довольно грязной. На самом деле Лужков же не столько ужесточает меры, сколько говорит об этом.
Нелегальная иммиграция – это безусловно проблема, нужно создавать условия для того, чтобы люди жили легально. Они же нелегалы не потому, что им хочется ими быть, а потому, что созданы такие условия.
Елена Буртина - заместитель председателя общественной организации комитет "Гражданское содействие"