Синод РПЦЗ хочет сделать хорошую мину, хотя возникшая ситуация просчитывалась с самого начала. Среди российских архиереев РПЦЗ было два полюса – требующий детального обсуждения Агафангел Пашковский и готовый на безоговорочное вхождение в состав РПЦ МП Евтихий Курочкин. Поэтому игра изначально была «плохой».
Это «последнее китайское предупреждение» по сути ничего не меняет, и изменить не может. Епископ Агафангел занял такую позицию, что, как говорят специалисты по бизнес-переговорам, «вывел себя из зоны компромисса». Иначе говоря, его требования (осуждение «сергианства» и «экуменизма») заведомо неисполнимы, ибо, хотя они и соответствуют неоднократно заявленной позиции РПЦЗ прежних лет, теперь о них уже давно никто не вспоминает. Агафангел требует невозможного – на такие жертвы ради горстки верующих на Украине церковное руководство не пойдет.
С другой стороны, у него нет и того фактора, который привел к объединению РПЦЗ(Л) и РПЦ МП – воли российской власти. Президенту Ющенко пока не до зарубежников. У него стоит более масштабная задача – отъединить официальное украинское православие от Москвы и объединить две его ветви. Поэтому у епископа Агафангела нет и политического резона слушаться Москвы или Нью-Йоркского Синода с его «предупреждениями». Скорее всего, в Нью-Йорке уже готов указ об «извержении из сана», который окончательно оформит возникновение нового согласия в хоре уже существующих.
Интересно здесь другое – епископ Агафангел формально говоря, требует только соборности в Церкви – чтобы принципиальные решения принимались не келейно, а гласно и широко (а Зарубежный собор, вообще говоря, так и не принял решения о воссоединении – оно принято келейно архиереями РПЦЗ(Л)). Но, видимо, в современной ситуации само словосочетание «соборное обсуждение» уже звучит абсолютно нереалистично — в эпоху «вертикали» даже в церковной среде демократические процедуры перестают цениться.