Когда зарубежники объединялись с патриархией, вопрос о карловацких приходах в самой России официально занимал чуть ли не последнее место. Приручение иностранно подданых православных русских представлялось великим слиянием советского и антисоветского православия в единый поток новой суверенной российской духовности. Сознание значительной части (как велика эта часть — 70, 50 или, может быть, 30%, мы увидим в ближайшие несколько лет, когда уйдут все желающие) зарубежных зарубежников вполне готово влиться в этот великий национальный поток. Но в России и странах СНГ причины отказа подчиняться официальному священноначалию никуда не исчезли. Среди российских зарубежников, похоже, найдется лишь несколько священнослужителей (причем некоторые без паствы), которые послушаются своих
американских начальников и склонят выю перед официальной РПЦ.
Епископ Агафангел, имеющий значительную паству и авторитет среди своих прихожан, видит, что, объединяясь с МП, объединится, может быть, только он сам. С ним почти никто не пойдет. Уезжать к малочисленным латиноамериканцам, которых он не знает и которые еще неизвестно, как отнесутся к нему и его московскому начальству, стать из харизматического лидера чиновником-назначенцем – перспектива не самая симпатичная.
Но, независимо от того, какое решение он примет, та ситуация, которая диктует ему столь непоследовательное поведение, не исчезнет. Российские зарубежники (или как они теперь будут себя называть) в подавляющем большинстве в РПЦ не пойдут, даже если удастся переманить всех епископов. Да, у альтернативных православных деноминаций нет общепризнанных лидеров. Да, какое-то время они будут делиться и враждовать. Да, процесс увеличения их общин и прихожан иногда будет замедляться. Но, в любом случае, по мере укрепления симфонии между вертикалью светской власти и крупного бизнеса, с одной стороны, и вертикалью власти духовной, с другой, будет расти число людей, считающих себя православными церковными людьми, но ни при какой погоде не согласных подчиняться официальному церковному начальству. Эти люди могут быть и консерваторами, и либералами, но их объединяет одно – неприятие фальши казенной церкви. Звучащие из Данилова монастыря победные гимны о том, что скоро альтернативного православия не будет – благочестивый самообман. Агафангел это чувствует.