НОВОСТИ

19 ИЮЛЯ 2007 г.

К идее Миронова об общественном совете я отношусь достаточно скептически по ряду причин: во-первых, меня смущает близость выборов. Я примерно представляю, что за электорат у господина Миронова, — это те самые люди, среди которых идея контроля, идея дозированного доступа граждан к той или иной информации очень популярна. Вот это разрешим читать, а это нет, вот это разрешим смотреть, а это не разрешим, вот туда пойдете, а сюда не пустим.
Я убежденный либерал и к таким идеям отношусь крайне настороженно — любая попытка контроля вызывает у меня опасения. Хотя, с другой стороны, сегодняшнее телевидение в каком-то контроле действительно нуждается.

На английском и американском телевидении советов по контролю за нравственностью не существует. Существуют контрольные органы, которые присваивают фильмам и программам различные категории: без ограничений, начиная с 13 лет, семейный просмотр и т.д. Вот это существует. Но дальше свобода выбора – дальше дело родителей, разрешать или запрещать смотреть фильм ребенку, на котором стоит «детям после 16». Эти категории имеют скорее  предупредительный, осведомительный характер.
На современном российском телевидении полностью контролируются политические программы: контроль установлен над новостями, политическими ток-шоу, в виде практически прямого запрета на прямой эфир в любых программах, кроме информационных. Новости идут в прямом эфире, но там очень жесткий контроль, дискуссионные же передачи контролируются двумя факторами: запретом на прямой эфир и запретом приглашать в программу определенных людей. Никаких черных списков нет, помилуйте! Во всяком случае, я никогда не слышал, чтобы у какого-нибудь редактора в столе лежал такой список. Все эти списки в головах – люди сами думают, главные редакторы думают, все же хотят есть и жить спокойно. Героев нет.
А вот что касается всего остального, то действительно никакого контроля нет. Я уже говорил, что не люблю контроль, я вообще уверен, что как в уголовном праве существует презумпция невиновности, так и в обществе должна быть презумпция человеческой порядочности. Нигде в мире не проверяют автомобили на дорогах, которые не нарушают правила, только в России останавливают автомобиль, чтобы проверить у водителя документы и понюхать, не пьяный ли он. Или проверяют просто так документы у лиц «неславянской» внешности. Конечно, все это мне не нравится.
Но, с другой стороны, когда смотришь сегодняшнее телевидении, становится очевидно, что такого быть не должно. Я не хочу заниматься нравоучением, но вынужден согласиться с господином Мироновым вот в чем: современное телевидение, безусловно, забыло о том, что у него есть некая ответственность. Оно должно выполнять не только развлекательную функцию, информационную (хотя ее-то как раз оно не выполняет – у нас вместо информации пропаганда), но и некоторую еще просветительскую функцию – сеять разумное, доброе, вечное.  Потому что телевидение — слишком мощное оружие и в руках государства, и в руках частных собственников отдельных каналов. Поэтому я думаю, что в какой-то форме контроль нужен – сегодняшнюю ситуацию нужно как-то менять. Неправильно, когда телевидение с просветительской, образовательной функцией загнано в резервацию канала «Культуры». Строго говоря, я считаю, что государственное телевидение не должно быть коммерческим. То есть на самом деле государственного телевидения не должно быть, но раз уж оно существует, оно не должно быть коммерческим. У государства вполне хватает денег, чтобы избавить РТР и ОРТ от необходимости думать о рекламе. Ведь канал «Культура» существует в таком прекрасном розовом виде (а я действительно считаю, что там работают способные, талантливые люди) исключительно благодаря государственной дотации. Если ее отменить и заставить «Культуру» думать о рекламе, там начнется все то же самое.
Я не отрицаю идею общественного контроля, он возможен и даже нужен сегодняшнему российскому телевидению. Но тотальный общественный контроль не нужен и невозможен – общественный совет может быстро превратиться в бюрократический орган, который будет целыми днями контролировать и надзирать.
Поэтому мне кажется, что надо не общественные советы создавать, а лишить государственное телевидение коммерческой функции. Тогда оно станет таким же прекрасным, как канал «Культура».

Версия для печати