Когда местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий
Страгородский призвал паству быть лояльной к большевистской власти, он оказался
под огнем критики, как справа, так и слева. Обновленцы, которые вовсю
сотрудничали с безбожным режимом, накинулись на него, так как он выбивал у них
почву из под ног: они считали лояльность власти своим патентованным ноу-хау. Ну
и справа его, конечно, критиковали, особенно из-за рубежа. И надо сказать, не
только монархисты критиковали. Такой вполне либеральный историк религии, как
Антон Карташов, считал, что митрополит совершил ошибку. А они хорошо знали друг
друга еще со времен религиозно-философских собраний в Петербурге в начале века.
Карташов был под влиянием Мережковского и Гиппиус, да и сам Сергий был вполне
либеральным богословом. Есть все-таки какой-то страшноватый смысл в том, что
именно он заключил «пакт о ненападении» с режимом-убийцей. Ненужно, однако,
думать, что из-за рубежа на него сыпались только обвинения и упреки.
Митрополита поддержал Николай Бердяев. Он, собственно, первым развил ту линию
аргументации, с помощью которой решение Сергия оправдывают по сей день.
Митрополит принес жертву ради спасения церкви, которой грозило полное
уничтожение (большевики могли запросто это сделать), и тогда верующие оказались
бы без духовного окормления. Бердяев говорил «карловчанам», которые ушли в
раскол: это вам здесь легко блюсти чистоту риз, а вы попробовали бы оказаться
посреди той кровавой бойни, где сейчас совершает свой мучительный выбор
митрополит Сергий.
По большому счету до сих пор вопрос остается открытым – спас Сергий церковь или
жертва была слишком велика и греховна. Да и с чисто прагматической точки зрения
вопросы остаются. Ведь после Декларации уничтожение священнослужителей и
верующих не прекратилось, и сотни тысяч их погибли или оказались в ГУЛАГе.
Даже сегодня, когда безбожный режим давно пал и церковный раскол преодолен
(бывшие «карловчане» воссоединились с РПЦ) проблема «сергианства» не потеряла
своей актуальности. Содержание ее, правда, поменялось. Одно дело сотрудничать с
государством под угрозой уничтожения, а другое — норовить залезть под бочок к
власти, которая к тебе вполне расположена. Чтобы с помощью этой власти решать
свои проблемы. Как это ни парадоксально, но академики, которые выступили
недавно против РПЦ, тоже обвиняют ее в «сергианстве», то есть слишком тесной
связи с государством. Но сами они об этом вряд ли подозревают.
АВТОРЫ
- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
НОВОСТИ