Заседание шло два дня: вчера и сегодня. Потерпевшие представили достаточно серьезные возражения на решение Правобережного суда об амнистии милиционеров. Заседание суда проходило достаточно нервно: в частности, когда потерпевшие хотели вынести очередное ходатайство, суд даже не стал их слушать и удалился в достаточно быстром темпе в совещательную комнату.
В очередной раз суд (уже который по счету) демонстрирует полное пренебрежение к правам потерпевших – по всем процессуальным нормам потерпевшие имеют право заявлять ходатайства, а тут они даже не были выслушены. Кроме того, много времени было посвящено вопросу отсутствия подсудимых – очевидно, что подсудимые боятся народного гнева, боятся потерпевших. Надо сказать, вся обстановка в суде была очень странная – в зале суда присутствовало 13 человек судебных приставов, каждый был в бронежилете, с пистолетом, электрошоком и наручниками, четыре милиционера и несколько сотрудников прокуратуры. Видимо, они очень боялись, что потерпевшие будут возмущены решением суда, потому меры безопасности были приняты впечатляющие: в суд можно было пройти только по паспорту, сначала даже не всех пустили.
Госдума в сентябре 2006 года приняла решение об амнистии участников контртеррористической операции (КТО) на Северном Кавказе. Потерпевшие в своей жалобе упирали на то, что в тот момент, когда подсудимые совершили преступления, в которых их обвиняют, никакой контртеррористической операции в Северной Осетии не происходило. Действия, о которых идет речь, они совершили в июле-августе 2004 года, а КТО в Осетии была объявлена, как всем известно, в сентябре, в дни, когда проходил захват школы в Беслане. Поэтому как можно их амнистировать, если они, фактически, не участвовали в КТО, когда совершали свои противоправные действия.
Второй серьезный аргумент: как можно применять к ним амнистию, если они не признали свою вину. Даже в своих ходатайствах, где они просят об амнистии, они тут же пишут, что виновными себя не признают. Тогда по меньшей мере суд должен был установить, что они виновны, но этого тоже не было сделано.
В ответ на свои аргументы потерпевшие услышали, что все это не важно: КТО, оказывается, проводилась, потому что в июле был соответствующий приказ МВД, вводящий особые меры безопасности в Северной Осетии, и, мол, этот приказ и был началом КТО. По поводу того, что подсудимые не признают свою вину – это, по мнению суда, тоже не важно, потому как раз они просили об амнистии, значит, признали себя виновными. А что они там еще написали – это никого не интересует.
В общем, этот суд вполне укладывается в ряд судебных заседаний и решений по Беслану – в очередной раз справедливость не восторжествовала.
Насколько я знаю, разные группы потерпевших будут обжаловать это решение в Верховном суде России и собираются подавать жалобу в Страсбургский суд. Во всяком случае, разговоры об этом уже идут и вопрос обсуждается.
Марина Литвинович — главный редактор сайта "Правда Беслана"