Есть такие темы общественных
дискуссий, обсуждение которых никогда не даёт никакого конкретного результата –
точнее, единственным реальным результатом таких дискуссий является размежевание
их участников на партию тех, кто «за», и тех, кто «против»; для «западных»
обществ такими темами являются аборты и права женщин, для нашего – цензура,
гей-парады и перенос памятников. На практике, конечно, всегда есть «третья
сила», партия тех, кто «воздержался», однако её представители на «сцене» обычно
не появляются, на избирательные участки не приходят и в поле зрения аналитиков
не попадают – а зря: именно этот сектор электората способствовал изменению
политического климата на исходе 90-х годов и, скорее всего, определит реальное
развитие предстоящей избирательной кампании.
На мой взгляд, тема «преподавание
ОПК в школе» относится как раз к этой категории, и она, конечно, могла бы
определять линию размежевания между политическими коалициями, которые будут
участвовать в предстоящих всем нам парламентских и президентских выборах. В то
же время и те, кто «за», и те, кто «против», даже в совокупности образуют
меньшинство, притом в достаточной степени маргинальное – в данном случае
электоральное большинство принадлежит к партии тех, кто «воздержался». Иными
словами, каковы бы ни были реальные мотивы обращения тех или иных политических
коалиций к соответствующей теме, ее превращение в реальный «нерв» общественной
дискуссии потребует обращения к аргументам совсем иного типа, нежели те,
которые обычно звучат сегодня - в том числе и у А. Чадаева в его интервью
«Русскому журналу».
Тем не менее, практикующие
аналитики, по-видимому, больше не могут игнорировать проблему, которая
скрывается за «фасадом» соответствующих дискуссий: для «клерикального
сообщества» легальное и перманентное присутствие в средней школе является
непременным условием
постсоветской реставрации, т.е. различного рода процессов, инициированных еще
в 70-е годы и связанных с превращением РПЦ из маргинальной общественной организации в эффективный и влиятельный
социальный институт. В то же время поддержка таких изменений или хотя бы
благожелательное к ним отношение со стороны отечественного «академического
сообщества», не говоря уже о религиозно индифферентной публике (достаточно
многочисленной и отнюдь не склонной менять свои привычки) потребует различного
рода условий, которые в настоящее время
не только отсутствуют, но и не вполне ясны – тут прежде есть о чем
подумать.
АВТОРЫ
- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
НОВОСТИ