У меня есть некоторые обязательства перед соседкой и ее собакой. Опаздывая на прогулку, я объяснила в двух словах, как долго пришлось писать репортаж о полемике авторов «Письма академиков» с представителями РПЦ вчера в «Интерфаксе». Моя соседка – женщина почтенных лет, вполне воцерковленная православная, человек с высшим техническим образованием, но не академик, далекая от либеральных воззрений и, вдобавок, ничего не слышавшая о полемике вокруг ОПК, сразу назвала основные болевые точки проблемы.
«Но ведь так мы разделим детей по разным религиям? А если эта твоя культурология – это же не для малых детей? А что, получается, у церкви нет единой позиции – преподавать православную этику или культуру? Ты говоришь, за десять лет не написали еще ни одного культурологического учебника? Но если про молитвы и посты, так это только для желающих можно! А для всех было бы интересно узнать про всякое – как там у мусульман, в синагоге и у других…»
Мой импровизированный соцопрос далек от репрезентативности, но эти риторические вопросы показывают, как много еще нерешенных проблем в той сфере, которая обсуждается уже давно и стала одним из поводов для тревоги академиков.
В самом деле, о. Всеволод Чаплин сказал, что преподавание ОПК в России – это «реальность, которая многолетней практикой завоевала себе право на жизнь», напомнил, что уже подготовлены тысячи учителей, которые работают почти во всех регионах России. Но, в то же время, диакон Андрей Кураев не раз говорил, что изданные пособия по ОПК нельзя считать удачными – они более смахивают на Закон Божий. Получается, что пока никто и не подступался к подготовке собственно культурологического пособия. Только в последних своих выступлениях о. Андрей «подкинул адресок», назвав имя того, кто мог бы возглавить авторский коллектив «учеников и преемников Аверинцева» — это профессор философского факультета МГУ и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Доброхотов. Но так ведь никто не дает ему гранта на эту работу, с сожалением отметил о. Андрей.
Когда два видных публичных
представителя РПЦ сидели рядом и говорили об ОПК, было очевидно, что даже у них
нет единой позиции по многим важным вопросам: так, о. Всеволод хочет
максимально сориентировать ОПК на этику, «хорошо-плохо», а о. Андрей предлагает
сосредоточиться на информативности, но такой, чтобы «каждая религия узнала
себя». О. Всеволод настаивает, что надо начинать с первачков, как и делают
сейчас во многих школах; о. Андрей не представляет, как «играть в бисер»
(заниматься культурологией) в начальной школе. Надо подготовить сначала
учителей, а для этого написать учебник для студентов, если по-хорошему, – это
о. Андрей. Все правильно, только времени нет: народ погибает, «дети превратятся
в зверей за 30 лет», надо срочно учить православной этике – это протоиерей
Всеволод Чаплин.
Трудно согласиться со всеми
положениями «Письма академиков», но надо констатировать, что РПЦ дает повод
«внешним» для настороженности и даже, как признал о. Андрей, опасений. Один из
авторов письма, директор Центра гематологии РАМН, академик Андрей Воробьев во
время встречи в «Интерфаксе», кажется, понял, что дискуссия, затеянная после
публикации письма, вряд ли принесет плоды. В продолжении дискуссии он даже увидел
угрозу «раскола общества» и предложил разговоры прекратить. В ответ о. Всеволод
дал понять, что РПЦ не намерена упускать такой информационный повод, чтобы
выйти на широкое поле СМИ с изложением своих позиций.