НОВОСТИ

4 СЕНТЯБРЯ 2007 г.

Вся эта история с публикацией очередного «русского проекта» была бы просто смешной, если бы не вызывала такой нестерпимой грусти — прежде всего потому, что в эту историю (судя по тому, что можно было увидеть и прочитать на мониторе компьютера) вляпался владыка Кирилл, которого я всегда считал одним из наиболее вменяемых и перспективных деятелей Церкви Христовой в России.

Еще потому, что авторы предлагаемого «русского проекта» всерьез – как об одном из ключевых предпосылок его реализации – говорят о какой-то аристократии, к тому же самозванной, иными словами, о том, что в проектируемой ими России власть и деньги будут передаваться исключительно по наследству (ничего иного слово «аристократия» реально не означает). Между тем, очевидно, что в «постсовременных» обществах будущее любого политического режима определяет та перспектива, которую он открывает перед парнями и девушками с рабочей окраины маленького провинциального городка («народом», попросту говоря).

Наконец, отечественным политическим элитам следовало бы уже понимать, что так называемая идеократия, т.е. успешная трансформация общества в соответствии с какой-нибудь «объемлющей» социальной теорией (все равно – Маркса, фон Хайека или кого-нибудь из авторов «русского проекта»), реально осуществима исключительно на волне массового революционного насилия (как в Петрограде 1917 или в Тегеране 1979 года), а следовательно – предполагает в качестве своего исходного условия крупномасштабный национальный кризис; между тем, в повестке дня сегодня по-прежнему «великая Россия», а вовсе не «великие потрясения».

Утешает одно: каждый, кто внимательно читал Н.В. Гоголя или хотя бы поэта Николая Олейникова, прекрасно понимает, что Россия – классическое «заколдованное место», где никогда ничего ни у кого не получается (ни «просвещенная монархия», ни «научный социализм», ни даже обыкновенная демократия и рынок); конфузом (в лучшем случае) обернется и обсуждаемая нами затея.

Версия для печати