Конечно, это наш успех – журналистов, правозащитников – всех вместе. Это уникальный случай: чтобы преследовалась дочь правозащитника и дали такой большой срок (7 лет!). Были случая избиения, шантажа и т.д., но чтобы такой большой срок дать – девушке, студентке, которая абсолютно ни в чем виновата. И то, что нам удалось добиться судебного решения, по которому она должна через три дня выйти на свободу, – это, конечно, большое достижение.
Башкирия давно уже стала феодальной республикой, милиция бесчинствует. Альмира Жукова (мама Алины) очень много работает, защищая людей, и весь этот процесс против ее дочери целиком на совести правоохранительных органов. Таких дел, «сляпанных» буквально на коленке, в современной России огромное количество. Только против гражданских активистов я могу с ходу назвать больше десятка. А как по-другому можно «сляпать» дело против человека, который ничего не совершал? Тем более когда это политический заказ местной власти. Даже политический заказ из Кремля, мы видим, выполняется на той же коленке.
Это типичная провокация борцов с наркотиками – таких провокаций очень много: по нашим оценкам, десятки тысяч людей сидят, которые не совершали тех преступлений, в которых их обвиняют. Благодаря этим провокациям Федеральная служба по борьбе с наркотиками отчитывается за борьбу с наркоторговлей. Но даже в этом смысле дело Алины Жуковой из ряда вон: семь лет тюрьмы за распространение марихуаны, это что-то, мягко говоря, нестандартное. Такое ощущение, что судья, выносивший это решение, не просто исполнитель, а исполнитель исключительно старательный. Перестарался – мы добились того, что прокуратура отозвала свое решение, и срок был снижен до семи месяцев, которые она уже провела в тюрьме.
Мы будем продолжать добиваться того, чтобы она была полностью оправдана, вплоть до Европейского суда. Мы стараемся быть последовательными – и будем добиваться наказания тех должностных лиц, которые за это отвечают. Правда, иногда на то, чтобы наказать виновных, просто не хватает рук – главное все же спасти людей от беззаконий. Но надеюсь, на этот раз хватит.