Споры об ОПК, споры о присутствии РПЦ в общественных и государственных институтах обычно сводятся к абстрактному вопросу о принципах светскости и отделения церкви от государства. Представители РПЦ в ответ говорят, что они несут народу духовность и нравственность. На это вроде бы никто не возражает. А это, я думаю, более важный вопрос — отделена РПЦ от государства или не отделена, она учит и воспитывает народ. И обществу, в любом случае, не должно быть безразлично, чему она учит. Глядя на то, что очень часто происходит в жизни, когда к народу приходит православный священник, уместно задать вопрос о том, что это за странные духовность и нравственность, если это, хоть в каком-то смысле, можно назвать духовностью и нравственностью. Если бы он действительно воспитывал нравственность!
Сын православного священника воспитан так, что он избивает другого маленького христианина за то, что тот несколько по-другому, чем в РПЦ, верит в Бога. Да и в вере ли дело? Не новость, что религиозные представления громадного большинства россиян, согласно опросам общественного мнения, гораздо дальше от традиционного православного вероучения, чем религиозные доктрины современных консервативных протестантов. Не из-за их веры, а из-за того, что они отказываются признать монопольное право РПЦ на «духовность» и «нравственность», их существование кажется кому-то неприемлемым. Из-за того, что они публично отказываются играть по правилам «русской цивилизации». Это оказывается важнее веры. Слишком многие среди духовенства РПЦ обожествляют свою организацию и считают, что ради ее блага позволительно все. Корпоративные интересы РПЦ, как они их понимают, оказываются выше морали (христианской морали) и милосердия. Ложь и насилие – праведные средства для подавления критиков, инаковерующих, для умножения собственности и власти...