КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПреемник митрополита Андриана

20 ОКТЯБРЯ 2005 г. АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Избран новый предстоятель Русской православной старообрядческой церкви. Им стал владыка Корнилий (Титов), в последнее время занимавший Казанскую кафедру. Ту самую, с которой уехал в Москву почивший в августе митрополит Андриан, предыдущий глава российских старообрядцев.

rpsc.ru

Митрополит Андриан перевернул судьбу российского старообрядчества. По сути дела, за период своего полуторагодичного руководства он спас церковь от увязания в трясине маргинальности. Еще совсем недавно старообрядческое духовенство основными животрепещущими вопросами церковной жизни считало зловредность ИНН, сатанизм рок-музыки и недопустимое поведение прихожан, приносящих в храмы пакеты с изображением рекламы «Мальборо» или «Кэмела». Церковь стремительно превращалась в секту. Митрополит Андриан быстро и решительно приблизил РПСЦ к потребностям времени. Не отказываясь ни от одного из устоев, на которых держится староверие, он начал говорить с прихожанами о проблемах, которые действительно важны для церкви. О необходимости проповеди среди молодежи и вкладе, который старообрядцы должны внести в моральное самоочищение общества. Митрополит общался и с представителями власти, которые часто чуть ли не впервые узнавали о существовании в наши дни этого направления православия. И с бизнесменами – им он напоминал о старообрядческих традициях эффективного хозяйствования. И с представителями научной и культурной интеллигенции – им было о чем поговорить с владыкой, имевшим высшее светское образование и занимавшимся иконописью. И с простыми прихожанами, многие из которых впервые в жизни могли поговорить с предстоятелем своей церкви. За время пребывания на первосвятительском престоле митрополит Андриан лично посетил почти все российские старообрядческие приходы: объехал всю страну, в том числе побывал и на Дальнем Востоке, что до него не удавалось никому из глав РПСЦ. Много внимания владыка уделял становлению систематического духовного образования, общению с журналистами, постоянно свидетельствуя при этом о Боге и своей церкви.

Сердце владыки не вынесло тяжелейшей работы. И сразу же после его кончины заговорили о том, что его дело оказалось под угрозой. Покойный владыка многого не успел. В том числе подготовить себе авторитетного в староверческой среде преемника. А сторонники отказа от андриановского курса никуда не делись – напротив, они почувствовали возможность реванша. Особенно активизировался энергичный 58-летний епископ Зосима, позиционирующий себя как ревностный приверженец старины и хранитель канонов. Несколько лет назад в издаваемом под своей редакцией «Церковном календаре» он внушал прихожан мысль о том, что кукла «Барби» — это «идол известной американской проститутки». И вообще «диявол всею мощью современной богоборческой цивилизации подминает человечество под себя, подобно гигантскому катку, укатывает широкую дорогу, по которой человечество, обезумевшее от страстей и пороков, устремляется в ад».

Было очевидно, что избрание митрополитом этого архиерея (кстати, получившего образование в Московской духовной семинарии РПЦ, что, с точки зрения многих староверов, далеко не плюс) может перечеркнуть многое из того, что было сделано владыкой Андрианом. Поэтому часть старообрядцев была согласна на то, чтобы церковь возглавил 79-летний архиепископ Иоанн, ставший местоблюстителем престола после смерти митрополита Андриана. Правда, почтенный владыка слаб здоровьем, так что реально управлять церковью он был бы не в состоянии. Еще во время прошлых выборов, когда его кандидатура тоже выдвигалась на митрополичью должность, он отказывался от такой чести именно по медицинским соображениям. В случае избрания он мог стать лишь номинальным главой РПСЦ, и борьба за реальную власть в церкви могла принять перманентный характер, сопровождающийся «войнами компроматов». Нечто подобное, кстати, впервые в новейшей старообрядческой истории имело место в ходе нынешней «предвыборной кампании».

Однако победила другая точка зрения: доверить руководство церковью совсем недавно (в мае этого года) рукоположенному в епископы местоблюстителю Казанской кафедры Корнилию. Выходец из традиционной старообрядческой семьи из Орехово-Зуево, он долгие годы был далек от церкви. Лишь в конце 90-х, будучи уже зрелым человеком (владыка родился в 1947 году), имея за плечами многолетний опыт светской работы, в том числе депутатом городского масштаба, Константин Титов пришел в церковь. Крестил будущего митрополита известный старообрядческий священник Леонтий Пименов, который в свое время не был согласен с избранием митрополитом владыки Андриана, однако при нем не только сохранил, но даже усилил свое влияние на дела митрополии. Под руководством отца Леонтия нынешний глава церкви служил диаконом, а затем священником в орехово-зуевском храме, активно участвовал в его реставрации, много общался с представителями местной интеллигенции, не чурался журналистов. Именно отец Леонид рекомендовал его митрополиту Андриану и Освященному собору РПСЦ в качестве кандидата в епископы.

Понятно, что новому, очень молодому по хиротонии архипастырю будет трудно управлять церковью. Скорее всего, он будет опираться на помощь отца Леонтия и вряд ли произведет «кадровую революцию» в митрополии, а значит, сохранит в ней сотрудников прежнего митрополита. Но не будем забывать, что и владыка Андриан к моменту своего избрания был самым молодым архиереем РПСЦ, что никак не помешало его деятельности.

Незадолго до открытия нынешнего собора владыка Корнилий возглавил церемонию по установке памятного креста на месте кончины митрополита Андриана, засвидетельствовав тем самым глубокое к нему уважение. Сразу же после своего избрания он заявил о желании продолжить курс, который проводил его предшественник. Так что у почившего митрополита действительно появился преемник.

Автор — заместитель генерального директора Центра политических технологий
Обсудить "Преемник митрополита Андриана" на форуме
Версия для печати