Весь мир пошлости мы разрушим
Если кто помнит, год назад министр обороны Сергей Иванов требовал прекратить «дебилизацию населения», которая, по его мнению, проводится с помощью передачи «Аншлаг». Кто-то из знакомых спросил меня тогда, поддерживаю ли я точку зрения министра и считаю ли нужным выгонять из телевизора Петросяна. Я ответил, что Петросян все же лучше Иванова — хотя бы потому, что, как говорил про своих детей в «Войне и мире» князь Василий, «Ипполит, по крайней мере, покойный дурак, а Анатоль – беспокойный», и пусть лучше народ смотрит «Аншлаг», чем «Служу Советскому Союзу». Теперь вот Петросяну снова досталось, а, как известно, если одна и та же случайность происходит дважды, это уже не случайность.
Можно было бы, конечно, предположить, что мы стоим на пороге величайшего в истории нашей родины пробуждения народного вкуса: весь народ, от простых студентов МГУ, митинговавших на днях против Петросяна, до целого министра обороны решили сказать пошлости решительное «нет». Не понятно, правда, почему все они взъелись на юмористов: ведь вокруг нас так много разных примеров катастрофической пошлости, только и ждущей своих борцов в лице народа и министра. Не иначе как сговорились. К тому же сам факт существования народного вкуса – вещь весьма спорная.
Нет, сдается мне, тут дело не простое, а государственной важности. Государственное дело. Как известно, все авторитарные руководители очень любят лезть в души своих любящих подданных и воспитывать их на свой вкус. Эта истина столько раз подтверждалась практикой, что, кажется, совершенно не нуждается в доказательствах. Однако для воспитания нужна идеология, а у нынешнего российского руководства с ней явные проблемы: от всего богатого советского наследства осталась только Великая отечественная война, но тему Победы заэксплуатировали так, что самих уже стало подташнивать. Есть еще тема самого Советского союза, по которому Владимир Владимирович периодически вздыхает, но если браться за ее раскрутку, то придется намекать на имеющиеся планы захватить в ближайшее время 14 суверенных государств, три из которых входят в ЕС и НАТО.
Беда еще и в том, что культурная элита ничем не может помочь элите политической. Раньше была династия Михалковых, но теперь Михалков-старший стар, а Михалков-младший сам себя царем считает и Путина, стало быть, в полную силу восславить не сможет. Максимум, на что способны деятели культуры, – письмецо подмахнуть, да и то потом взамен всякие бонусы себе начнут клянчить. Нет, с такими каши не сваришь.
Вывод прост – если нет идеологии позитивной, будет идеология негативная. Это и проще, и эффективней, потому что борьба «против» – она всегда куда более захватывающая, чем борьба «за». Осталось только найти, с каким культурным злом бороться – и вперед. Легче всего, конечно, с какими-нибудь «аморальными» ток-шоу типа очередного «Дома», вспомнить сюда же «За стеклом» и что-нибудь еще в том же духе. Можно даже специально новое шоу организовать – чтобы легче боролось. Но эта тема плохая, потому что давно подмечено: у кого что болит, тот о том и говорит. А у государственных мужей там болеть ничего не может: они выше этого. Есть еще «калоед и порнограф» Сорокин, но на его долю пиара довольно. К тому же фраза «не читал, но осуждаю» в устах министра будет звучать как-то не так. Да и маловат масштаб для государственного врага…
По всему выходит, что лучше всего бороться с Петросяном. Борющийся с ним одновременно демонстрирует и недюжинный интеллект (отличить пошлые шутки от остроумных – задача не для средних умов), и высокую нравственность, и заботу об общественном благе. Впрочем, возможно, я несправедлив к государственным мужам: может быть, им действительно искренне противен Петросян. Что ж, и такой мотив нужно учитывать.
У Петросяна, конечно, большая аудитория – гораздо больше, чем у канала «Звезда» министра Иванова. Так это и замечательно – чем значительнее зло, тем впечатлительней победа над ним! Мы ведь не на выборах, где нужно подлизываться к избирателям и потакать всем их желаниям. Мы – в империи, вожди которой должны вывести свой народ, прозябающий во тьме невежества, к свету, указать этому народу на ту пошлость, в которой он пребывает, чтобы народ ужаснулся своему позору. Воспитать в нем лучшие качества и умертвить все чуждое.
Тут есть, правда, одна проблема: нынешняя власть пошла так же, как пошл Петросян. И если она все же решит бороться с ним, то выглядеть это будет очень забавно.