НОВОСТИ

18 СЕНТЯБРЯ 2007 г.

«Местные» в своей борьбе с мигрантами прибегают к классической провокации. Саму по себе провокацию еще нельзя назвать незаконным методом. По-моему, в этом году спецслужбам запретили использовать провокацию в качестве собственного метода работы, но не запретили использовать провокации агентов. За точность формулировки не ручаюсь, но смысл такой. Поэтому как бы ничего противозаконного в действиях «местных» нет, если не считать той мелочи, что вообще-то разрешение на работу должен оформлять работодатель, то есть те же самые местные, которые нанимали этих людей на работу. Как происходит найм на работу? Человек приезжает на рынок и нанимает себе бригаду, затем он должен оформить ей право на работу: заплатить миграционной службе налоги за каждого и т.д. До этого момента у рабочего может не быть никаких документов — это работодатель должен оформить ему разрешение на работу. То есть на первый взгляд действия «местных» не выглядят противозаконными, но если вглядеться в детали, есть некая манипуляция законом, которая позволяет, возможно, вполне легально находящихся в стране людей представить нелегальными иммигрантами. И это взаимовыгодная сделка, потому что «местные» пиарятся, а ФМС отчитывается о работе. Это первое.

Второе. Эти действия свидетельствуют о том, что, может быть, стоит разогнать службу, если ее сотрудники, бедняжки, самостоятельно не справляются? Когда служба открыто прибегает к помощи провокаторов и гордится этим, это означает, что служба недееспособна. Вероятно, нужно проводить проверку эффективности службы в целом, а к ее руководителям применять меры служебного соответствия.

И третье. Сбываются самые худшие опасения, которые высказывались еще несколько месяцев назад: о том, что само государство накануне выборов будет использовать националистический ресурс, вступая в конкуренцию с ультраправыми организациями. В этом смысле весьма примечательна фраза Ромодановского о том, что он в принципе не видит разницы между действиями ДПНИ и «Местными», но он выбирает «местных», потому что они лояльны государству. То есть возникает конкуренция между лояльным и нелояльным национализмом — и это самое худшее. Ибо то, что провокаторство у нас цветет, людям, занимающимся проблемами спецслужб, известно давно. То, что у нас госаппарат и силовые ведомства неэффективные, тоже ни для кого не новость. Правда, впервые в этом признаются публично и даже гордятся этим, но тут уж нечего комментировать. А вот то, что государство идет на сотрудничество с организацией, которая в своих действиях открыто руководствуется расистскими принципами — а «местные» неоднократно это демонстрировали: их борьба с нелегальной иммиграцией мотивирована именно расистскими установками, они выбирают «противника» по этническому принципу, — вот это новое. Впервые государство это признает открыто и заявляет, что это хорошо. И это ужасно, потому что таким образом происходит не просто легализация расистских практик, но и под видом вполне лояльных государству общественных структур в околосиловую, парамилитарную систему инкорпорируются реальные ультраправые, которые будут пользоваться всей силой государственной машины, закрывающей глаза на прямые нарушения закона или непрямые нарушения закона, манипуляцию законом, для выполнения каких-то своих, сколь угодно личных целей.

Галина Кожевникова — замдиректора Информационно- аналитического центра "СОВА"

Версия для печати