Не буду даже пробовать угадать,
что конкретно означает или предвещает это весьма примечательное (и, безусловно,
неожиданное) заявление человека, являющегося (так, во всяком случае, я привык
считать) одним из наиболее информативных «голосов» нынешнего политического
режима; попробую оценить его по существу обсуждаемого вопроса.
Я вполне согласен с г-ном
Глазычевым в том, что эффективный переход от авторитарного режима и
послевоенного (или постреволюционного) разгрома к стабильной демократии
невозможен (или, во всяком случае, затруднителен) без деятельного и
конструктивного присутствия Церкви на политической «сцене»; так было в США и
Великобритании («пуритане»), в Испании (пресловутый «Опус Деи») и Польше
(«Солидарность»), в послевоенных Италии и Германии с их влиятельнейшими
христианско-демократическими партиями, во Франции «голлизм» едва ли состоялся бы
без политической и моральной поддержки церковного сообщества, наконец, о роли
Церкви в политической жизни стран Латинской Америки (а это – наши родные
«братья по разуму») можно было бы говорить бесконечно долго – это все
общеизвестные банальности.
Далее, г-н Глазычев безусловно
прав в том, что гражданское общество в России едва ли состоится без такого же
деятельного и конструктивного присутствия Церкви на отечественной политической
«сцене» по той простой причине, что само понятие «гражданского общества»
исторически и логически производно от реального массового опыта автономии
конфессиональных сообществ или даже их непосредственного противостояния государству
(вспомним перманентный равноправный диалог императора и папы, епископа и князя
или царя и патриарха); более того, оно немыслимо без превращения Церкви в
комплементарный политическому сообществу и самодостаточный источник власти
(положение дел, которое на западе Европы сохранялось на протяжении многих веков
и оставило заметные следы в топографии старых городов, а в России складывалось
лишь на короткое время и на сугубо персональной основе).
Наконец, г-н Глазычев прав еще и
в том отношении, что без деятельного и конструктивного присутствия на
федеральной и/или местной политической «сцене» любая отечественная религиозная
организация (в том числе, безусловно, РПЦ) обречена либо остаться эфемерной и
сугубо маргинальной субкультурой (как в советское время), либо превратиться в
«теневое» корпоративное сообщество (тенденция, в постсоветское время ставшая
достаточно заметной и даже послужившая основанием для достаточно серьезных
конфликтов самого разного плана).
Беда, однако, в том, что до
самого последнего времени на подобного рода вызовы РПЦ реагировала вяло,
неадекватно или опять-таки на сугубо персональном (и, как правило, не слишком
высоком) уровне: не случайно же свое заявление г-н Глазычев сделал в интервью
газете, издатели которой (сколько я знаю) занимают достаточно самостоятельную
позицию по обсуждаемому кругу вопросов.
АВТОРЫ
- АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
- АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
- АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
- АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
- АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
- АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ
- АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
- АНАТОЛИЙ БЕРШТЕЙН
- АНДЖЕЙ БЕЛОВРАНИН
- АНДРЕЙ СОЛДАТОВ
- АНТОН ОРЕХЪ
- ВИКТОР ШЕНДЕРОВИЧ
- ВЛАДИМИР ВОЛКОВ
- ВЛАДИМИР НАДЕИН
- ГАРРИ КАСПАРОВ
- ГЕОРГИЙ САТАРОВ
- ДМИТРИЙ ОРЕШКИН
- ЕВГЕНИЙ ЯСИН
- ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
- ИННА БУЛКИНА
- ИРИНА БОРОГАН
- МАКСИМ БЛАНТ
- НАТЕЛЛА БОЛТЯНСКАЯ
- НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ
- ПЕТР ФИЛИППОВ
- СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
- СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВ
- Все авторы
НОВОСТИ