Впечатления у меня смешанные, потому что, с одной стороны, часть решений были справедливыми или, во всяком случае, объективными. Конечно, возможны разночтения – у всех своих вкусы, но, на мой взгляд, объективными. А были номинации, в которых я решения академиков, честно говоря, не понимаю. В частности, премия за лучший телевизионный сериал. Все, что можно, отхватил «Ленинград» Первого канала, и всего одну премию вручили фильму Николая Досталя «Завещание Ленина». Тогда как очевидно, что «Завещание Ленина», фильм про Шаламова, очень сильное, художественно зрелое кино, а «Ленинград» — глянцево-гламурная картинка на тему ленинградской блокады. Насколько нравственно в таком легком жанре говорить на такую тему – это большой вопрос. Но вот сняли и получили за это награды. На мой взгляд, это просто неадекватно.
А вот приз фильму "Анна Политковская. Последнее интервью" – абсолютно заслуженный, правильный. Сколько бы ни обвиняли академиков в корпоративности, они все-таки неслучайно попали в академики. И этот тот случай, когда принято единственно верное решение.
Что касается самой церемонии, она, как известно, делится на две части: «Профессия» и «Лица» - обе их можно охарактеризовать кратко – скука смертная. Первая часть вроде как для своих, вторая «Лица» - шоу. Отличались они друг от друга только составом приглашенных, в остальном – церемония превратилась в обычную раздачу призов, перемежающуюся шутками уровня провинциального КВН.
У меня нет личных претензий к моим коллегам академикам. Я, как известно, на этой ТЭФИ свою награду получил, так что «ничего личного». Но я с грустью могу констатировать, что, по-моему, академия вырождается. Академия и так уже долгие годы существует исключительно для раздачи призов ТЭФИ, но раньше это хотя бы было интересно окружающим. А теперь, как показывает случай с кино, потеряна адекватность в присуждении премий, и сама церемония очень скучна. У меня очень большие опасения в отношении будущего академии.
Вот еще одна деталь: раньше «на вкусненькое», как десерт, присуждалась премия за лучшую информационно-аналитическую программу и ведущему информационно-аналитической программы. И там собирались кашалоты отечественного телевидения во главе с Познером Владимиром Владимировичем. А теперь не так, теперь самое интересное – актеры художественного киносериала. Это связано с двумя причинами: во-первых, изменилась роль журналистики в стране, прежде всего, общественно-политической. Что отражается и в общественном мнении. А, во-вторых, приоритеты, которые существуют внутри телевизионной академии, – теперь приоритетнее стало развлекалово, а не серьезная журналистика.
Конечно, премия ТЭФИ отражает проблемы телевидения в целом. Но у академии есть и внутренние, ее собственные проблемы. Кроме того, телевидение – часть нашей общественной жизни, и это уже разговор отдельный и серьезный. Но я всерьез опасаюсь, что совокупность этих проблем может привести к заболеванию, которое не лечится. Если уже не привела.