Ротация католического духовенства в России – естественный процесс, связанный с кадровыми изменениями в Ватикане. Сделанный некоторыми вывод о стремлении Римской курии радикально изменить отношения с РПЦ кажется мне поспешным. Католицизм, как и всякая религиозная доктрина, уверенная в обладании истиной, будет стремиться к распространению своего вероучения, приобретения новых последователей. Вопрос, таким образом, может стоять только о выборе тактики для прозелитизма в России.
Возможно, прежний глава католиков на Руси митрополит Тадеуш Кондрусевич делал это не так изящно, как хотелось бы сейчас Римскому престолу. Однако Ватикан явно оценил высоко его заслуги, так как направил в очень непростое для католиков место – Белоруссию, к тому же – это родина Кондрусевича, да и к Польше поближе. Учитывая эти факты и то, что Белорусский экзархат является частью РПЦ, не стоит воспринимать перемещение митрополита как обычную ссылку. Если его активная позиция в отстаивании интересов католического меньшинства пригодится Риму в Минске (а там сейчас возможны большие перемены в общественной жизни), то это не изменит принципиально отношения Ватикана с РПЦ к лучшему — зато будет хорошим поводом для нормализации отношений с Кремлем.
На фоне крепнущих связей Москвы и Берлина и обострившихся противоречий России с Польшей (и Белоруссией) последние шаги Римского понтифика, немца по происхождению, могут принести определенные плоды. Как известно, Ватикан стремится к заключению особого межгосударственного соглашения – конкордата — со странами, где находятся его епархии. Это позволяет серьёзно повысить статус католического духовенства в этих государствах и свести к минимуму негативные эксцессы вроде лишения визы священника Стефано Каприо.
Учитывая то, что слишком многое в наших межгосударственных отношениях зависит от прокладки газовых «потоков» в Европу и особой роли в этом Германии и Италии, назначение епископа-итальянца в Москву можно считать глубоко продуманным поступком. В этой ситуации российскому руководству будет сложно откладывать и далее визит Бенедикта ХVI в Россию. Поэтому нашему Синоду в ближайшем будущем могут сделать предложение, от которого будет трудно отказаться.