Я не уверен, что у нашей Церкви сейчас достаточно ресурсов (интеллектуальных и материальных) для создания сети древлехранилищ. Особенно мне это представляется проблемным в провинции. Самое главное нам необходимо отказаться от порочной практики дележа «церковных ценностей». К сожалению, идея создания церковных музеев имеет негативный фон, связанный с конфликтами в ряде епархий с государственными музеями-заповедниками (например, в Рязани). И мне, священнослужителю, думается, что не всегда (и не все) наши требования и претензии справедливы. Нельзя забывать, что спасению многих церковных святынь мы обязаны музейным работникам, многие из которых рисковали при этом своей жизнью. Так, за сбережение фрагментов фресок взорванного Киевского Михаило-Архангельского Златоверхого монастыря несколько работников музея были расстреляны в 30-е годы.
Если
удастся создать какие-либо древлехранилища, то это должно стать поводом для
нормализации отношений между епархиями и музейщиками, а не предлогом для
дальнейшего обострения конфликтов.
Мне
кажется, что нашей Церкви надо учесть мировой опыт. Древлехранилища – это,
конечно, хорошо. Но надо все-таки заботиться не о создании новых «золотых
кладовых», а об организации музейных экспозиций нового типа – «концептуальных
музеев» по типу, например, известного вашингтонского музея Холокоста.
Необходимо дать посетителю возможность увидеть не просто антикварные «вещи», а
идею, факты и аргументы, создающие вокруг этой вещи соответствующий контекст. Давно пора «овеществить»
историю кровавых гонений на Православную Церковь и верующих в СССР. Как
известно, историческая память может быть очень короткой, если не заботиться о
ней.