О том, что предстоящему Освященному собору придется
разбирать вопрос о внешних отношениях Старообрядческой церкви, известно уже
давно. В среде консервативно мыслящих старообрядцев ставились вопросы к
первосвятителю — митрополиту Корнилию — о его контактах с представителями РПЦ МП
и содержании этих контактов. При этом надо понимать, что вопросы иногда ставятся
резко, даже непривычно резко. Дело в том, что у старообрядцев приняты такие
формы церковной демократии, которые немыслимы в РПЦ МП. Соборы, состоящие из
мирян и священников, могут решать все вопросы церковной жизни вплоть до смещения
и запрещения архиереев. Поэтому и к митрополиту Корнилию возникли вопросы, смысл
которых — более конкретно определить отношения Старообрядческой церкви и новообрядцев,
выработать четкую линию, основанную на догматах и канонах. До сих пор эта линия
была интуитивно понятна, но не выражена соборно. Мне кажется, что угрозы отправить
в отставку митрополита Корнилия - не более чем предсоборная политика, реально
шансов на такой сценарий практически нет.
Кроме того, надо понимать, что староверие
традиционно было носителем идеи светскости, старообрядцы стремились
наладить взаимоотношения прежде всего с институтами государства. Однако в
последнее время в результате процесса, иногда называемого "клерикализацией", все
чаще стала высказываться точка зрения, что отношения с государством
автоматически предполагают отношения с РПЦ МП. С точки зрения существующего в
России законодательства это не так, но практика иногда свидетельствует о
подобном. Видимо, партия ревнителей стремится разделить эти два вопроса —
отношения с государством и отношения с новообрядчеством.