В статье о. Павла многие важные вещи смешаны в одну кучу: церковные правила (каноны) и гражданские права, злоупотребление властью и законное право архиерея «вязать и решить». Читая его опус, невольно приходишь к выводу, что Русская православная церковь – тоталитарная секта, систематически нарушающая законы Российской Федерации. Действительно в жизни РПЦ достаточно серьезных проблем. Но очень многое зависит от той епархии, где служит конкретный священник. Я полагаю, что отец Адельгейм намеренно сгущает краски. В моей епархии, например, не существует проблем с отпусками и трудовыми договорами. Отец Павел очень вольно толкует параграф Устава, запрещающий оставлять священнику приход без ведома епископа. Если речь идет о краткосрочной поездке, которая не наносит ущерба приходскому служению, то это не является дисциплинарным нарушением. Эти вопросы элементарно согласовываются с благочинным округа, обладающего властью отпустить иерея на срок до 2-х недель и обеспечивающего его замену на приходе. Кстати, Устав РПЦ дает право клирику на дополнительное пенсионное обеспечение помимо государственного.
Разумеется, внутри церковной ограды «преизобилует» не только благодать. Мне приходилось слышать жалобы священников из соседних областей на непосильное «налогообложение» и связанные с этим переводы с прихода на приход. Не является откровением, что разные бывают епископы и священники… И то, что место в иерархии не делает человека праведником. Да, духовная власть архиерея, в некотором смысле, «самодержавна». (Кстати, далеко не всех «отличившихся» клириков епископы смогли обуздать.) Без этой власти не может быть Церкви. Человек, принимающий сан, должен это понимать и быть готовым встретиться не только с благочестием, но и пороком.
Кроме Устава РПЦ существуют апостольские «Каноны», которые четко очерчивают правила поведения клириков и иерархии. Это – высший закон для суда и оправдания. Гражданское право тут ничего не добавит. Да и вряд ли наше светское общество даст много примеров торжества справедливости. Закон, по известной поговорке, в России пока ещё дышло…
И последнее, ревнуя о добродетели, не надо забывать печального исторического примера, когда борцы со священноначалием – «живоцерковники» — стали лучшими друзьями ОГПУ.