Каждый раз, когда я слышу или читаю о какой-нибудь подобной инициативе по насаждению в России благомыслия и хороших манер, почему-то на ум приходит старинное армейское присловье: «Не можешь – поможем, не умеешь – научим, не хочешь – заставим». Иной раз так даже жалко, что отношения сержанта и новобранца не могут служить в качестве универсальной модели любых возможных социальных отношений.
Конечно, положение рядового священнослужителя в сегодняшней России оставляет желать лучшего: зарплата так себе, гарантированного отпуска нет вовсе, жаловаться можно только в произвольной устной форме и на самый верх (а там, как известно, решения принимаются медленно и не всегда те, какие бы нам хотелось), наконец, внешний вид и корпоративные нормы поведения превращают священнослужителя в привилегированную мишень для самых разных форм агрессии – от рафинированных издевательств, обычно называемых «современным искусством», вплоть до прямого физического насилия со стороны нетрезвых и корыстолюбивых мирян.
В таком же самом положении, однако, сегодня находятся в нашей стране и представители любой другой «интеллигентской» профессии – у преподавателей университета, например, нагрузка как у многодетной мамаши (только что детки побольше и далеко не так безобидны или лояльны), зарплата вдвое ниже, чем пособие по беременности и родам, орудия и средства производства приходится закупать на собственные деньги, да и с издевками журналистов или угрозой прямого физического насилия со стороны студентов, не довольных полученной оценкой, они сталкиваются ничуть не реже священнослужителей; только что и остается радоваться отпуску в летние месяцы.
Конечно, помочь, научить или хотя бы заставить уважать священнослужителей, профессуру, обманутых дольщиков, а также всех, кто пожалуется впредь, безусловно необходимо; только ведь как тут не вспомнить тоже очень старый анекдот, герой которого, услышав стоны умирающего человека «ой плохо мне, плохо!», справедливо замечает: «А кому сейчас хорошо?».