Мне кажется, что здесь есть две стороны: одна позитивная, другая негативная. Позитивная заключается в том, что привлекают внимание к деятельности священника, который до сих пор у многих, пусть подсознательно, ассоциируется с некоторой святыней. Мне представляется полезным напоминание о святыне — полезным для всех: слишком мало сейчас святыни в сердце людей, люди вообще плохо понимают, что это значит. Хотя, конечно, нельзя приравнивать священника как такового к святыне, далеко не каждый священник имеет к ней личное отношение, но, тем не менее, образ священника, его служение, его положение и в прошлом, и в какой-то степени в настоящем, и, будем надеяться, в будущем связан с этой святыней, со святыней имени Господнего, и со всем тем, что из этого проистекает.
Вторая сторона дела мне кажется спорной и даже отрицательной, потому что есть опасность приравнять священника к какому-то… почти чиновнику, или функционеру государственной системы, или какой-либо еще системы. Ведь это государственный закон, а государственный закон имеет дело с системой, он редко имеет дело с живыми ситуациями, ему нужны типичные ситуации, формальные определения, ему нужна точная установка границ и т.д. Вещи сами по себе в обществе и государстве совсем не лишние, но хорошо ли это применять к области более деликатной и возвышенной, к области церковной? Это вопрос.
Депутат Мосгордумы Москвин-Тарханов предложил не спешить пока с принятием закона, и, наверное, это благоразумно, поскольку очень легко будет злоупотребить им именно как законом. Говорится, что священник не может себя защитить, потому что он не может проливать кровь, но, вообще говоря, он не может проливать кровь, как любой гражданин и человек. Священник точно такой же гражданин и человек с точки зрения государства и общества, как любой другой, и он, конечно, стремится никогда не проливать крови, как должен стремиться это делать абсолютно любой человек. С другой стороны, мы знаем и обратные случаи, когда Пересвет и Ослябя пролили кровь на поле брани и были за это канонизированы.
Сложно и неоднозначно, поэтому хорошо, если бы об этом поговорили в более духовно-нравственном ключе, как о почитании святыни, потому что пока дальше упрощенно-патриотических лозунгов дело не идет. О святыне никто не вспоминает.
Проф.-свящ. Георгий Кочетков — ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института