Обе стороны в этой полемике, похоже, слышат только самих себя, но претендуют на то, что выражают мнение большинства. Поэтому обратимся к сухим цифрам.
Вот последние социологические данные, характеризующие оценки общественного мнения по данному вопросу.
Интернет-опрос в Белгородской области, где ОПК введены в качестве обязательного предмета: за ОПК – 29%, решительно против — 45%, еще 23% не видят в этом необходимости.
Опрос старшеклассников Екатеринбурга: за ОПК – 24%, против – 76%.
Студенты-юристы МГПУ: за предметы, обучающие религии, например, ОПК, — 19%, за предметы религиоведческого плана – 55%, против преподавания и тех и других – 26%.
Московские учителя: за предметы, обучающие религии, включая ОПК, — 12%, за предметы, дающие знания о религии и других формах мировоззрения, например, история религий, религиоведение, — 41%, противники таких предметов в средней школе — 46%.
Опрос населения г. Сургута: за преподавание вероучения одной религии (Закон Божий) среди всех опрошенных высказались 15,9%, среди православных — 19,5 %, среди мусульман – ни одного;
за преподавание знаний о всех религиях – среди населения 44,1%, среди православных – 45,6% (!). среди мусульман – 59,6%.
Таким образом, если говорить об образовательном запросе, то он направлен в значительно большей мере на историко-культурологические предметы типа «Истории религий мира», чем на ОПК.
Ремир Лопаткин — профессор-консультант кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, председатель Исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов