Уже сама по себе предлагаемая владыкой Кириллом — да продлит Господь его дни! — постановка вопроса является куда как красноречивым свидетельством того чудовищного кризиса идентичности, который переживает сегодня подавляющее большинство населения этой нашей страны, мало-помалу возникающей (или создаваемой по какому-то проекту) на месте руин СССР: в «нормальных» странах название или, тем более, самоназвание «государствообразующего» народа диктует традиция (как правило – многовековая), предметом обсуждения или, тем более, конфликтов оно становится только в периоды долговременного национального кризиса, притом, как правило, по инициативе сепаратистов — например, к (само)названию «испанцы» обычно болезненно относятся каталонцы и баски.
В нашей стране слово «русский», нравится нам это или нет, отнюдь не воспринимается кем-либо как общее (само)название всех тех, кто населяет Россию; отчасти в этом повинна советская власть с ее претензиями на создание «новой исторической общности», однако соответствующего имени (а значит – идентичности) у населения нашей страны «в целом», боюсь, не существовало и в «проклятое царское время», точнее — появлялось только при выезде заграницу: как империя, так и советское государство с большой (и вполне оправданной) подозрительностью относилось к становлению национальной идентичности у своих подданных, русские здесь находились примерно в таком же положении «туземцев», что и татары, украинцы или узбеки. Теперь за это приходится расплачиваться такими малоприятными, однако вполне типичными для «постколониального» социального контекста явлениями, как неразвитость «гражданского общества», анемия (чтобы не сказать резче) местного самоуправления, чрезвычайно высокий уровень коррупции или, наконец, массовая бытовая ксенофобия.
Мне, конечно, страх как неловко вступать с владыкой Кириллом в полемику, тем более по такому деликатному вопросу, однако деваться некуда – как говорится, «не хотела ворона сыр ронять, да каркать надо». Коротко говоря, наблюдаемый сегодня кризис или даже изначальный дефицит идентичности у «россиян», ее отсутствие на уровне «nation-state», т.е. национального политического сообщества, действительно – вполне реальная и достаточно серьезная проблема, без эффективного разрешения которой у этого нашего нового государства нет никакого будущего. Однако такая проблема возникла не сегодня и существует вовсе не по лености PR-менеджеров или недосмотру начальства, поэтому ее заведомо невозможно решить чисто административными методами. Иными словами, неважно, предлагается ли нам упразднение графы «национальность» в паспортах, изъятие из обихода (в том числе политического) соответствующих этнонимов или какое-нибудь другое изменение подобного рода – для «этнических русских» тут попросту не будет события, прочие же, боюсь, «не поймут».