Мне уже пришлось высказываться по проблеме реформы религиозного образования. Государственная аккредитация конфессиональных вузов, безусловно, содержит определенные плюсы (равенство возможностей, социальные льготы студентам), но не снимает главного вопроса: повышения качества подготовки выпускников. Наоборот, создает некоторые сложности с введением в «сетку» учебного плана предметов, далеких от специфики семинарии (например, физкультура). Традиционно преподавателями в духовных школах были преимущественно священнослужители. Новые предметы потребуют привлечения светских специалистов «со стороны». Еще в дореволюционных семинариях существовали проблемы во взаимоотношениях так называемых сюртучников и ученых монахов. В современных условиях аналогичные трудности неизбежны. Приведет ли появление «варягов» к повышению качества семинарского преподавания, будет зависеть от того, кого и по каким принципам будет приглашать на эту ниву священноначалие в епархиях. Однако некоторое обмирщение духовных заведений нетрудно прогнозировать.
Но главная проблема даже не в этом. Создается впечатление, что выпускники наших духовных школ просто блестяще подготовлены к трудам на церковной ниве (я, разумеется, делаю исключение для московской и петербургской духовной школы): в храмах у нас звучит ежедневная проповедь, идеально работают воскресные школы, проводятся собеседования для взрослых прихожан. Последнее, что нам осталось – получить дипломы государственного образца и придти в университеты преподавать теологию светским студентам. Так вот, это и есть крайне опасное заблуждение! Внутри церковных стен у нас часто не услышишь внятной, грамотной (даже стилистически!) проповеди. Об остальном я вообще молчу. По церковным телеканалам бесконечно «крутят» беседы от силы пяти проповедников. То ли по привычке, то ли некого больше показать.
Для деятельности в университетах не стоит экономить время на получении священнослужителями второго, светского образования. И преподавать надо не только мало кем востребованную «теологию». Этот путь тернистый. Проще получить аккредитацию на всех. Кстати, наши «конкуренты»-католики предпочитают посылать в Россию разносторонне образованных клириков. Некоторые из них получают еще и российское образование. Не в этом ли причина успехов католической миссии?
Что же касается светской власти… Уж очень не хочется думать, что, притормозив преподавание ОПК и испортив свой имидж «гарантов духовного возрождения» накануне выборов, нам решили дать пряник аккредитации.