Все попытки поставить под сомнение необходимость восстановления патриаршества в России кажутся мне искусственными. Объяснения, которые зиждутся на личных недостатках первоиерархов, с точки зрения канонического строя Церкви абсолютно неубедительны. В таком случае надо упразднить и епископов, и настоятелей и т.д. Ведь они также грешат сервилизмом.
Если бы не было в 1917 году законного патриарха, православные получили бы от ОГПУ не «человека с немощами», а законченного «ересиарха» из «живой церкви». Можно сколько угодно говорить о слабостях Сергия (Страгородского), о его политических компромиссах, но нельзя поставить под сомнение его православие. Да, он грешил, но он оставался человеком Церкви, а не руководителем маргинальной группки «истинноправославных».
Не могу отделаться от мысли, что всевозможные сплетни о русских первосвятителях в обилии сочинял какой-нибудь отдел на Лубянке. Сильный, авторитетный церковный лидер, любимый народом, им был крайне опасен. А вот Церковь, раздираемая противоречиями, уничтожающая сама себя, была бы очень кстати.