История эта представляется мне загадочной, равно как и главному виновнику скандала – заведующему Отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи
Андрею Вадимовичу Ерофееву. Он не понимает происходящего, потому что сначала Валентин Алексеевич Родионов грозил ему строгим выговором и увольнением, а теперь подает в суд на министра культуры. Тут может быть, наверное, три объяснения, или три версии – все они лежат в области догадок и предположений.
Версия первая: ничего не понятно, Валентин Алексеевич Родионов не понимает происходящего – левая рука готовит указ об увольнении Ерофеева (он уже готов, но его подписание пока отложено), правая – подписывает иск на министра культуры.
Версия вторая: дни министра культуры Соколова на его посту сочтены. И Валентин Алексеевич Родионов, как опытный аппаратчик, решил немножко поиграть в либеральность или в другие игры: как говорил Ницше, «падующего толкни».
Версия третья: дни Валентина Алексеевича Родионова (на его посту) тоже сочтены, поскольку ему давно грозят пенсией. И он решил красиво уйти со своего поста, или не уходить вовсе. Потому что как только будет издан приказ о его уходе на пенсию, то он тут же сможет сказать, что его уволили за правду. И вдруг становится диссидентом, коим никогда не являлся.
Что же касается самой реакции Соколова на выставку «Соц-арт» - она была абсолютно эмоциональной, это было его личное мнение, и он потом долго объяснял, что его не так поняли. Ни одной работы по настоянию Соколова убрано не было: работы были исключены по настоянию Третьяковской галереи, и две работы не были включены в выставку по настоянию Михаила Ефимовича Швыдкого. Соколов вообще не влезал в план этой выставки, обо всем узнал постфактум и высказался, как он теперь говорит, «как частное лицо». Третьяковка же среагировала на это не как на мнение «частного лица», а как на мнение министра культуры. Работы, о которых идет речь, исключенные из списка выставки «Соц-арт», - все они имели несколько скандалезный, провокационный характер, но поскольку каждый автор является, безусловно, признанным художником, то и работы сами по себе являются безусловными произведениями искусства. Третьяковка подстраховалась, но, осознав успех этой выставки в Париже, теперь, видимо, пошла ва-банк.
Александр Панов – арт-критик, заведующий отделом изобразительного искусства газеты «Культура»