НОВОСТИ

3 ДЕКАБРЯ 2007 г.
Такого боевого заявления митрополита Кирилла следовало ожидать. Главный церковный дипломат любит и умеет привносить в подведомственную ему сферу элементы Realpolitik, а в религиозный диалог навыки политического торга. Когда архиепископ Кондрусевич благополучно отбыл в братскую Белоруссию, основное достижение его долгого пребывание главой российских католиков – повышение статуса апостольских администратур до уровня епархий – должно было подвергнуться атаке. Ведь главное после успешного маневра не сбавлять темпа наступления.

Что касается сути вопроса, то здесь мы снова видим столкновение двух принципов устроения религиозной жизни – современного и архаичного. Первый постулирует, что главное в этой жизни религиозная свобода. То есть верующий сам волен выбирать, как он хочет верить и в соответствии с этим  организовывать свою жизнь. Второй принцип – территориальный, предполагающий незыблемость раз и навсегда поделенных сфер влияния. РПЦ отдает безусловное предпочтение второму принципу и всячески игнорирует первый. Отсюда у нее масса проблем с международными организациями, которые руководствуются в своей работе безусловным приоритетом первого принципа.

Отмечу, однако, что иногда РПЦ выгодно порассуждать о свободе религии, например, в случае миссионерской деятельности за рубежом, в которой ей, кстати, никто и не чинит особых препятствий. И как бы митрополит Кирилл ни сетовал на отсутствие в православной лексике понятия «апостольской администратуры», которое вынуждает прибегать к термину «епархия» для обозначения православных редутов за границей, суть дела от этого не меняется. Если бы было нужно и слово бы изобрели, ведь придумали совсем недавно очень удобное понятие «канонической территории».
Версия для печати