НОВОСТИ

3 ДЕКАБРЯ 2007 г.
Отношения между католиками и православными — тема, в которую нет-нет, да и замешается государство. До революции при Петре и Екатерине католиков зазывали в Россию, но прав у них никаких особых не было. После перестройки католики сосуществуют с православными в рамках единого юридического поля, где все "канонические территории" — внеюридическое понятие. Однако межцерковные отношения — именно то пространство, где эти "территории" и сущестуют. В логике равноправия религий у католиков есть точно такое же право иметь епархии в России, как у РПЦ или Старообрядческой церкви.
Высказанное митр. Кириллом видение ситуации трудно назвать иначе, как "двойной стандарт". Он ссылается на несоответствие канонической терминологии. Но если посмотреть на другие православные Церкви в России, то у них терминология — та же, что и у РПЦ. Скажем, существует старообрядческая Патриархия Московская и Всея Руси, старообрядческая Митрополия Московская и Всея Руси, но никаких нареканий это у митрополита Кирилла не вызывает.
Проблема тут, как видится, в том, что глава ОВЦС пытается мыслить одновременно в рамках логики экуменизма ("церкви-сестры", "у нас одна традиция") и в рамках православного канонического права, не предусматривающего никаких "сестер", с которыми, тем не менее, нет никакого общения.
Решения тут может быть два: либо отказаться в решении юридических споров от опоры на логику канонического права и опираться на демократическое равноправие всех религий, тогда можно и дружить и иметь одинаковые епархии. Либо — объединиться с Католической церковью и тут уже регулировать отношения на основе общего канонического права.
Версия для печати