Дмитрий Троян возглавлял Санкт-Петербургское городское и Ленинградское областное отделения Всероссийского общества автомобилистов. Это очень старая организация, корни ее растут еще из советского времени. Не могу сказать, что ее деятельность очень заметна и вызывает большой резонанс, они занимаются, в основном, хозяйственной деятельностью, в «медийных» акциях участвуют редко.
Гибели Дмитрия, на мой взгляд, предшествовал ряд важных событий, которые могут быть с ней связаны. Прежде всего, важно, что он занимался гаражами. К сожалению, гаражи и в целом строительный сектор как в Москве, так и в Питере - сфера крайне криминализированная. Как правило, любые попытки общественных организаций защитить в этой сфере права граждан (а, насколько я знаю, Дмитрий боролся и за права льготников, и за права ветеранов) воспринимаются достаточно остро. Возможно, он кому-то перешел дорогу. В Питере проблема с гаражами стоит не менее остро, чем в Москве: массовая застройка – гаражи попадают под снос - владельцы протестуют. И решаются такие проблемы в России, как известно, довольно жестко: здесь задействованы и компании-застройщики, и чиновники, и криминал.
Второй момент. Дмитрий поддерживал проект московского отделения ВОА. Они разработали проект быстровозводимых гаражей, сейчас они его патентуют. Дмитрий эту идею воспринял с большим энтузиазмом и очень хотел реализовать этот проект в Питере. Это тоже можно рассматривать как конкуренцию с устоявшимися игроками на этом рынке.
В-третьих. На последнем съезде ВОА Дмитрий ратовал за реформы в организации (а организация, как я уже говорил, старейшая и огромная – насчитывает много тысяч членов по всей России) и ротацию кадров. Это событие тоже по времени предшествует его смерти.
Я не могу назвать причины этой трагедии, могу лишь рассуждать и анализировать. Нападение произошло в час дня непосредственно рядом с офисом, где работал Дмитрий, нападавших было трое, личных вещей они не взяли. Все это говорит о том, что это - целенаправленное нападение, месть, возможно, чей-то заказ. И, скорее всего, это должно быть связано с его правозащитной деятельностью.
Все это вызывает большие опасения. Получается, что криминальные отношения между бизнесом и властью затрагивают уже и общественные организации, правозащитников. Насколько я знаю, никаких версий убийства, связанных с личной жизнью Дмитрия, никто не озвучивал. По-видимому, это трагический результат его профессиональной деятельности.
По московскому опыту могу сказать, что строительный рынок крайне криминализирован. Кстати, когда говорят о том, что цена на недвижимость в Москве рыночная — это, конечно, прямой обман. Потому что, если это называть «рынком», то этот рынок — бандитский. Огромные откаты. Например, в дорожном строительстве, по данным экспертов, которым я не могу не верить, они доходят до 40%. Совершенно дикие цифры. Думаю, что цена откатов в строительном секторе тоже немалая – подписи чиновников стоят очень дорого. Такая же картина в Санкт-Петербурге. Мы по истории знаем, что «итальянская мафия» во многом выросла из строительного подряда, и сейчас нечто подобное наблюдаем и в России. Плотный клубок: из чиновников, строительных компаний, бандитов, которых компании нанимают, чтобы «решать проблемы» с жильцами, общественниками, правозащитниками, журналистами. Это одна общая бригада из чиновников и бандитов.
Это просто убийство, самое настоящее убийство – раньше речь, в основном, шла о запугиваниях, подкупах, избиениях. А сейчас – убийство. И если версия, что оно связано с профессиональной деятельностью Дмитрия, подтвердиться, то можно говорить о том, что мы живем в системе, где конфликт интересов разрешается не цивилизованным путем, а просто физическим устранением человека. И очевидно, что процесс этот не затухает, не уменьшается, а, напротив, вполне устойчиво развивается.
Вячеслав Лысаков — руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов “Свобода выбора”