О том, что филиалы Британского совета, вопреки предписанию российского МИДа, в понедельник продолжат свою работу, было известно еще на прошлой неделе. Надо сказать, что с филиалом в Екатеринбурге ситуация особая: в прошлом году было объявлено, что Британский совет в Екатеринбурге – это отдел культуры при посольстве, и этот статус был официально присвоен екатеринбургскому филиалу. При желании это можно истолковать так, что те, кто посещает курсы английского языка при Британском совете в Екатеринбурге, – теперь уже точно «шакалят у посольств».
Очевидно, что проблема не финансовая и не юридическая. Потому как в прошлом году Британский совет в России был зарегистрирован как некоммерческая организация – уже по новому российскому законодательству. В Великобритании Британский совет по законц зарегистрирован как благотворительная организация (charity). Соответственно ни в том, ни в другом случае речи о том, чтобы расценивать курсы английского языка как деятельность коммерческой организации и соответственным образом брать с этой деятельности налоги, идти не может.
По общему признанию, деятельность британских международных культурных центров действительно нуждалась в дополнительном юридическом урегулировании. В течение долгих лет велась двусторонняя работа по достижению такого соглашения, однако Россия в одностороннем порядке ее приостановила.
Очевидно, что это целиком и полностью политический вопрос. Мой прогноз состоит в том, что обе страны так и будут обмениваться дипломатическими ходами до следующей встречи на уровне G8 или другой встречи, где впервые встретятся президент России и премьер-министр Великобритании, и только тогда этот вопрос будет решен. А до той поры нам предстоит наблюдать за длительной дипломатической игрой.