В реакции итальянских ученых на вероятность визита папы Бенедикта по сути нет ничего удивительного. Университеты и наука в Европе в Новое Время были откровенно антиклерикальны. Папство создавало им в противовес сеть своих конфессиональных учебных заведений — понтифиальных коллегий и университетов. То, что итальянская общественность готова терпеть Ватикан посреди Рима, еще не значит, что она готова открыть ему ворота в святилище секуляризма — университет "Ла Сапиенца", само название которого, "Премудрость", отсылает к Возрожденческим моделям культуры. Да и сам папа делает шаги, скорее, в сторону упрочения своего консервативного имиджа. Чего стоит невинная, с точки зрения церковных консерваторов, фраза о "процессе Галилея". Однако терпеть такое едва ли согласится светское научное сообщество, для которого Галилей — мученик или, по крайнней мере, исповедник секуляризма перед лицом клерикального мракобесия.
Это только в нынешней России первые фигуры мажоритарной конфессии легко становятся
академиками и почетными докторами, а письма академиков-агностиков и атеистов клеймятся в прессе. А в том мире, который представлен Европой и куда с XVIII в. с некоторыми перерывами стремится Россия (даже большевистский переворот совершался во имя солидарности с мировым рабочим классом и для преодоления "вековой отсталости" и "русской дикости"), секуляризм — это норма, а клерикализм — дикость. Папам и патриархам в европейском мире не место в академиях и университетах. Они там выступают, скорее, как объекты научно-критического интереса. Если папа придет в университет, то не иначе как с исповеданием секуляристской веры на устах.
Это только в нынешней России первые фигуры мажоритарной конфессии легко становятся
академиками и почетными докторами, а письма академиков-агностиков и атеистов клеймятся в прессе. А в том мире, который представлен Европой и куда с XVIII в. с некоторыми перерывами стремится Россия (даже большевистский переворот совершался во имя солидарности с мировым рабочим классом и для преодоления "вековой отсталости" и "русской дикости"), секуляризм — это норма, а клерикализм — дикость. Папам и патриархам в европейском мире не место в академиях и университетах. Они там выступают, скорее, как объекты научно-критического интереса. Если папа придет в университет, то не иначе как с исповеданием секуляристской веры на устах.