НОВОСТИ

22 ЯНВАРЯ 2008 г.

Неожиданный урок для отечественной дискуссии об уместности или неуместности присутствия религии в современной системе образования может быть востребован из Италии, из римского университета «Ла Сапиенца», сиречь «Премудрость». Взбунтовавшиеся прогрессивные преподаватели, в основном физики и примкнувшее к ним свободолюбивое студенчество, не захотели видеть «реакционного» папу Ратцингера на открытии 705-го по счету академического года. Информация к размышлению: до этого папы дважды посещали университет «Ла Сапиенца» – Павел IV в 1964-м и Иоанн Павел II в 1991-м, но им это сошло с рук. А Бенедикту XVI не сошло. В чем же дело?

Бдительные преподаватели «Ла Сапиенцы» (понятно, что не студенты) припомнили папе Ратцингеру его выступление в Парме 15 марта 1990 года, в бытность того кардиналом и префектом Конгрегации вероучения. Выступление называлось «Кризис веры в науку» и носило характер философских рассуждений о границах естественнонаучного и религиозного методов познания мира. Рассматривая поворот в методологии научного знания, наметившийся в 1980-х годах, Ратцингер приводил в своем выступлении несколько парадоксальных суждений современных мыслителей о знаменитом «деле Галилея», в том числе и следующую фразу известного австрийского философа и методолога науки Пауля Фейерабенда: «Церковь во времена Галилея гораздо вернее следовала разуму, нежели сам Галилей, а также приняла во внимание этические и социальные последствия галилеева учения. Ее вердикт против Галилея был разумен и справедлив, и оправдывать желание пересмотреть его можно лишь по мотивам политического оппортунизма». Эта цитата из Фейерабенда, ретранслированная Ратцингером в 1990 году, и была взята на вооружение сегодняшними защитниками науки и разума, обвинившими папу в «отсталости» и «обскурантизме». Подобные суждения папы Бенедикта XVI (а не Фейерабенда!), по мнению «повстанцев» из «Ла Сапиенцы» «оскорбляют и унижают ученых, которые посвящают свою жизнь развитию науки и прогресса». Итог: письмо протеста 67 преподавателей университета против визита папы, протестные посиделки студентов под статуей Минервы, переросшие в достаточно бурный митинг с личными оскорблениями в адрес Бенедикта XVI, «антиклерикальная неделя» в университете и т.д. В результате, после долгих колебаний – отмена визита папы, ожидавшегося в университете, по словам его ректора Ренато Гуарини, как «вестник мира».

Событие действительно чрезвычайное. Оно вызвало замешательство в официальных кругах и повлекло за собой весьма нелицеприятные оценки действий «антиклерикалов» из «Ла Сапиенцы». Вице-мэр Рима Мария Пиа Каравалья назвала действия преподавателей «парадоксальными», министр по делам университетов Фабио Муси оценил происшедшее как «глубоко ошибочное, исходя из природы и миссии университета», сенатор Сильвио Берлускони обвинил в происках левые силы и назвал происходящее «раной, унижающей государство», президент Италии Джорджо Наполитано направил Бенедикту XVI письмо с выражениями солидарности, назвав «неприемлемыми проявления нетерпимости», создающие «климат, не располагающий к разумному и свободному сопоставлению идей». Премьер-министр Италии Романо Проди также осудил «поступки и заявления, которые вызвали недопустимое напряжение в обществе». «Это, — считает Проди, — не делает чести традиционной цивилизованности и терпимости Италии». В свой черед, один ехидный священник, впечатленный разгулом недорослей из «Ла Сапиенца», предложил переименовать университет в «Ла Иньоранца», т.е. «Невежество». Одним словом — стыд и позор!

В чем же нам, россиянам, от этого урок? Оставим в стороне «дело Галилея», не наше это дело, это пусть на растленном Западе преодолевают пресловутую «галилееву травму» в отношениях науки и веры. Они заварили, теперь пусть и расхлёбывают. Обратим лучше внимание на автора злополучной цитаты — Пауля Фейерабенда (кстати, человека предельно далекого от религии). Тоже, конечно, не наш человек, однако умные вещи порой говорил. Например, о том, что классическое «научное мировоззрение» неумолимо вырождается в форму идеологии, а современная наука царит в мире не в силу ее неоспоримых достоинств, а в благодаря широкомасштабным пиар-акциям. В связи с этим Фейерабенд сделал весьма провокационное заявление: научная идеология должна быть отделена от светского государства по примеру религии. Вот уж действительно озадачил! И вот теперь парадоксальным (опять это слово!) образом события в «Ла Сапиенца» подтверждают правоту Фейерабенда: непримиримые защитники светской науки и образования от натиска клерикализации превращаются в проводников нетерпимости и гонителей иных интеллектуальных воззрений из того места, которое и призвано по идее быть полем встречи для разных интеллектуальных позиций, т.е. из университета. Что-то это напоминает из отечественных реалий прошедших и сегодняшних дней.

Кстати, Бенедикт XVI собирался говорить на открытии учебного года в римском университете вовсе не о «деле Галилея», а о гуманных аспектах моратория на смертную казнь.

Версия для печати