Лично для меня известие это новостью не стало. Я ждал этого давно. Еще на момент создания движения «Наши» для меня, как и для многих других, было очевидно, что проект этот конъюнктурный, временный, по сути это отчасти и бизнес-проект, особенно для руководителей движения, которые, думаю, определенные дивиденды уже получили. Самое главное – у этого проекта изначально не было внятной идеологии, просто поддержка президента, его курса, фактически апология власти и силовое давление на всех оппонентов — никакой идеологией здесь и не пахло, просто штурмовые бригады.
Так что то, что происходит сейчас, вполне закономерно, прецеденты уже были: вспомним движение «Идущие вместе», которое тоже несколько лет просуществовало и тоже почило в бозе, о нем сейчас практически никто и не вспоминает. Тогда «Идущих» фактически переименовали в «Наших», но сейчас, думаю, речь идет все-таки не о ребрендинге — прямой преемственности не будет. Дело в том, что у «Наших» сложился уж очень агрессивный имидж и сами власти поняли, что существование движения в таком виде имеет больше минусов, чем плюсов, потому как крайне негативно воспринимается извне. Думаю, что отчасти поэтому проект и сворачивают. Хотя, конечно, свято место пусто не бывает: появятся новые люди, молодые, амбициозные, желающие сделать на этом карьеру и бизнес. Какие-то преемники будут, но по форме, думаю, это будет отличаться от того, что есть сейчас.
Кроме негативного имиджа есть и другая причина: люди, которые возглавляли движение «Наши» свои задачи уже выполнили: господин Якеменко фактически вошел в правительство, ряд функционеров «Наших» попали в Госдуму — то есть для них это просто перестало быть интересным. Так что, с одной стороны, «Наши» стали не нужны Кремлю, а с другой — самим руководителям «нашистов»: все, что хотели, они получили, а на рядовых членов им, я думаю, просто наплевать.
Сергей Удальцов — лидер движения Авангард красной молодежи (АКМ)