Адвокат Рустем Валиуллин подал в Страсбургский суд жалобу на решение Бугурусланского суда, о котором мы все узнали только из предновогоднего выпуска Федерального списка экстремистской литературы. Сами решения вроде бы были вынесены в августе и в октябре, но об этом никто не слышал. И сейчас, скажем, тот же Валиуллин пытался получить на руки решение суда, но ему отказали. Я разговаривал с некоторыми мусульманскими деятелями, и никто не может объяснить, что за книги включены в список. Понятно, что книг с подобными названиями существует множество. А никаких других выходных данных в судебном решении нет вообще — только одни названия. Можно предположить, что некоторые из этих книг действительно являются в точном смысле слова ваххабитскими. Но в то же время другие — это наверняка книги, которые вполне официально выпускались в России, широко распространены — во всяком случае, так думают многие мусульманские деятели, хотя они тоже не знают в точности, о каких книгах идет речь. Соответственно у них возникают опасения, что некоторые книги, которые имеются в домах активных мусульман, которые повсюду продаются и никогда с ними не было никаких проблем — что сейчас проблемы могут возникнуть. Так это или не так, пока неизвестно.
Важен еще один момент. Судебная процедура такова, что обжаловать решение о признании этих материалов экстремистскими вправе только авторы или издатели книг, которые в принципе могут считаться заинтересованными лицами. Но эти люди в большинстве случаев даже не знают, что было судебное разбирательство по поводу книг. Вряд ли кто-то из авторов 16-ти текстов, признанных экстремистскими в Бугуруслане, находится сейчас в Оренбургской области. В любом случае, процессуальные сроки обжалования давно пропущены. И адвокат Валиуллин жалуется в первую очередь на то, что нарушены нормы конвенции о доступе к правосудию. Какой-то суд где-то принял решение, которое касается многих, но эти многие не имели возможности узнать об этом ни заблаговременно, ни даже и после вынесения решения. Если бы это список не был опубликован в «Российской газете», как он до этого годами не публиковался, так они вообще до сих пор ничего не знали бы. Слава богу, он хоть теперь публикуется.
Это создает большую правовую проблему. Мы не знаем, создает ли это практическую проблему для мусульман, потому что пока никого не пытались преследовать за распространение книг из бугурусланского списка. Но коль он уже существует, то правоприменение рано или поздно последует.