Преемственность власти Фидель сумел обеспечить как никто другой. На протяжении уже многих лет все эксперты и наблюдатели, обсуждая возможные сценарии развития ситуации на Кубе, исходили из одного поворотного пункта – его смерти. Главная интрига была в том, сумеет ли Фидель Кастро до своей смерти настолько прочно обеспечить преемственность или же произойдут какие-то турбулентные события и тектонические сдвиги. А он умудрился при жизни передать власть в достаточно, я боюсь, надежные руки. Сейчас сложно сказать, в чьи именно: будут ли это руки Рауля Кастро или более молодых его воспитанников (прежде всего речь идет о Карлосе Лахе). При этом он продолжает наблюдать за событиями. Очевидно он еще действует, а не пребывает в «бессознательном состоянии»: Да, физически он слаб, не способен появляться на людях, но, думаю, голова у него работает.
Так что, с точки зрения Фиделя Кастро, сейчас развертывается самый идеальный сценарий. Не думаю, что для мира в отношении Кубы что-то принципиально изменится в ближайшее время. Конечно, произойти может что угодно – например, внезапный военный переворот. Как ни странно, именно тоталитарные страны, там, где властвует диктатура, не застрахованы от внезапных переворотов. Но пока никаких индикаторов того, что что-то намечается, – нет.
Фидель сделал выводы из распада Советского Союза, соцлагеря и все это время, начиная с 90-х годов, делал все, чтобы с Кубой этого не произошло. Позиции и спецслужб, и армии, которые и до того были в сверхэлитарном положении, были укреплены еще больше. Параллельно изгонялась всякая возможность ереси, инакомыслия: известно, что диссидентство на Кубе преследуется (но не свирепо, потому как всегда есть возможность выдавить человека в Майями), вместе с тем, немало сил было приложено к тому, чтобы расколоть оппозиционные силы: кто-то из диссидентов превратился в «говорящего мудреца», не принимающего активного участия в политических движениях, кто-то уехал. Время распада советской системы было использовано кубинской властью в высшей степени плодотворно (с их точки зрения).
Пока все идет по плану, размеренно: Фидель физически угасает, но, как мы видим, угасает он так же медленно, как расцветал и правил. Если он будет угасать еще 50 лет, то можно только посочувствовать Кубе и кубинскому народу.
То, что происходит сейчас, – это сценарий, о котором даже сам Фидель, возможно, не мог и мечтать. И сценарий этот ставит в полный тупик всех «сценаристов» цивилизованного мира: западного, российского, какого угодно – все они начинали свой отсчет со «сцены» смерти Фиделя.
Леонид Велехов — журналист, заместитель главного редактора газеты «Совершенно секретно»