Известно, что в августе месяце по данным ЦИКа было примерно 109 млн избирателей, а сейчас – 107. Совершенно очевидно, что манипуляция со списками избирателей – это одна из технологий, позволяющая влиять на результаты выборов. Дело в том, что на парламентских выборах в условиях полностью пропорциональной системы – нет жесткого количества мандатов, которые регион гарантированно получает. То есть если в системе округов было видно, что у каждого региона есть какое-то количество округов, соответственно, депутатов будет столько же, сколько округов. А в условиях пропорциональной системы количество мандатов, которые получит региональная группа, напрямую зависит от количества избирателей, пришедших на участки и проголосовавших. Определяющую роль имеет абсолютное число избирателей «в штуках». Например, в регионах, где избирателей мало, депутат от «Единой России» мог пройти в Думу только при полной явке. Соответственно появление в списках «мертвых душ», сознательное сохранение в списках выбывших избирателей, за которых кто-то мог проголосовать, – все это механизмы повышения явки, увеличивающие шансы на дополнительные мандаты в Государственной думе. И все это мы наблюдали на парламентских выборах.
На президентских выборах ничего этого не нужно: поскольку проблемы распределения мандатов между регионами нет, а результат считается только в целом по стране. И тут стал важен процент явки – то есть количество пришедших на выборы избирателей от общего числа избирателей в России. И чем больше этот процент – тем выше «успех» региона. Поэтому в данном случае голосование подставных лиц или многократное голосование одних и тех же людей – неэффективно. К тому же это очень трудоемкая технология – гораздо проще повышать явку, просто вычеркивая людей из списка избирателей, искусственно занижая число. Например, людей, которые никогда не ходят на выборы.
Разная система стимулов рождает разные технологии: если на выборах в Госдуму выгоднее вписывать «мертвые души», чтобы за них голосовали подставные лица, то на президентских – выгоднее просто вычеркивать избирателей, искусственно завышая процент явки.
Естественно, ЦИК это не комментирует: они же не могут сказать, что вот так мы манипулируем результатами выборов. И бороться с такими вещами можно только способами, которых у нас нет: независимые комиссии, независимые наблюдатели и т.д. Ничего этого у нас нет: комиссии фактически зависимы от местных администраций, общественные наблюдатели отменены. Механизма препятствования манипуляциям у нас нет.
Александр Кынев - политолог, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики , эксперт ассоциации «Голос»