Разговоры о реабилитации Мартина Лютера, точнее, его богословских и церковных, в широком смысле, идей давно уже идут в римо-католицизме. Общая либерализаторская тенденция, проявившаяся в деяниях второго Ватиканского собора, неизбежно ведет к пересмотру самих оснований современного католицизма. Сперва была пересмотрена «жесткая линия» в отношении православия, а теперь вот – и внутрикатолического раздора, известного под именем «протестантизм».
Однако, кажется, попытки смягчить позицию по чисто историческому вопросу не снимут реальных проблем в отношениях РКЦ с протестантами, в частности с лютеранскими (евангелическими) деноминациями. Ведь те уже довольно далеко ушли даже по сравнению с аугсбургским монахом-борцом с папским произволом.
Дело, видимо, в том, что Ватикан приступил к внутрицерковному и доктринальному переформатированию самого католицизма, первым этапом которого станет отказ от немалой части «католической идентичности», «папизма», посттридентского антипротестантизма, ортодоксофобии и других черт. Видя катастрофический спад церковности («practcising») в западном мире, папа Бенедикт XVI уже, верно, не надеется, как его предшественник, спасти католицизм путем вливания в него выходцев из Китая, Таиланда, Кореи и вообще восточных стран. Глобальный кризис требует и глобальных решений. Пока нам не ясна полностью программа понтифика, однако ясно, что просто разговорами о том, что «Лютер был не такой уж еретик» дело не кончится. С одной стороны, разговоры о «ереси», видимо, будут несколько заглушены – и это экуменический шаг, а с другой, возможно, – начнется пересмотр и переформулирование основных положений вероучения, чтобы сделать его более «модерным», более понятным жителям современного постмодернистского европейского общества.