Католичество известно своим стремлением максимально конкретизировать все сферы церковной жизни. И соборов вселенских в РКЦ не семь, как в православии, а почти тридцать, и таинств ровно семь и ни одним больше, и список добродетелей весьма конкретный, одни «теологальные», а другие – просто добродетели… То же относится и к канонам – царству юридических рубрик.
Честно говоря, и списки грехов, о которых написано немало исторических трудов, производят впечатление некоей переконкретизированности. Руководства для покаяния не раз становились предметом издевательств: а не согрешил ли с ослом? А с козлом? А с птицей пернатой? А с гадом? и т.д. И нередко многочисленные подразделения имеют в основе один и тот же грех. Да и в классическом католическом списке грехов, приводимом СМИ, есть некоторые загадки. Так, например, контрацепция — это, конечно, плохо, но ставить ее в один ряд с убийством? Или вот «lust», что, видимо, надо понимать не как «похоть» (тогда в категорию греха попадут различные неконтролируемые психикой аффекты), а как «разврат» или «блуд». Слов нет, блуд (т.е. сексуальные отношения без заключения брака) — это плохо, но рядом, опять же, с убийством — это несколько чересчур.
Вот и список новых грехов не выглядит хорошо обоснованным. Более того, практически все представленные в нем грехи уже так или иначе подходят под старые определения. Ряд новых грехов связан с проблемами биоэтики: генная инженерия и опыты на людях. И если второе (вспомним зловещего доктора Менгеле) просто есть издевательство, а то и убийство, то «генная инженерия» звучит крайне расплывчато. Если имеются в виду опыты с эмбрионами, то речь должна идти вообще о вторжении в биологию человека, к которому вплотную подошла современная медицина. А вот «загрязнение окружающей среды» трудно назвать новым грехом. Виновные в этом согрешают убийством или небрежением о ближних, но грех «загрязнения»? Достаточно представить себе, как падре на сельском приходе будет пытать старушку-крестьянку, а не впала ли она в грех «загрязнения»?
Социальная несправедливость — вообще не грех, а форма общественных отношений, точнее говоря, одна из язв современного общества. Доведение до бедности и неумеренное обогащение представляют собой давно и хорошо известные пороки, описанные еще в Евангелии. Что же касается употребления наркотиков, то дело тут не столько в грехе, сколько в болезни. Интересно, а считает ли Ватикан грехом гомосексуальность? Вероятно, да, хотя открыто говорится только о такой патологической форме сексуальности, как «педофилия». Но вот уже с вопросом алкоголизма все куда сложнее. Речь, видимо, все же идет о глубокой психической патологии, которая основывается на давно известных грехах — пьянстве, блуде, унынии.
Одним словом, список новых грехов выглядит несколько непродуманным. Скорее всего, перед нами очередная попытка модернизации языка христианской этики с целью приблизить католицизм к современным людям.