Митрополит Кирилл достаточно последовательно придерживается своего правила делать более или менее значимые заявления идеологического характера сперва за границей, а уж потом в России. Раньше на этом основании можно было бы заподозрить, что его идеи и ориентированы преимущественно на экспорт. Но опыт показал, что это не так.
Взгляд митр. Кирилла на права человека не изменился. Он по-прежнему считает, что «права человека» — это про «заботу о благе каждого отдельного человека», а не собственно о правах. Отсюда — удивительная бестолковость любого диалога представителей РПЦ и людей, более традиционно понимающих права человека.
Хотя бывают и своего рода совпадения. Митр. Кирилл уверен, что ограничения на публичные проявления религиозности в любом виде противоречат «верному» пониманию прав человека, а некоторые его оппоненты также убеждены, что эти публичные проявления с правами человека несовместны. Между тем, было бы куда плодотворнее обсуждать эти темы порознь, хотя и не забывая о тех случаях, когда они пересекаются.
Легко заметить, что митр. Кирилл рассуждает крайне неаккуратно, смешивает разные общественные категории и понятия, договаривается до какого-то невнятного «права быть огражденным от проповеди насилия» и по сути противопоставляет демократические нормы учению о спасении. Можно было бы на этом основании отмахнуться от его выступлений, но некоторые проблемы, упоминаемые им, действительно имеют место (например, проблема католических приютов и усыновления в однополых семьях).
В принципе диалог о правах человека с представителями РПЦ вполне возможен. Но, к сожалению, митр. Кирилл и его сторонники ведут скорее не диалог, а глобальное идеологическое наступление, которое теперь готовятся продолжить в институтах ООН.