В советское время муфтий Аширов был бы чрезвычайно ко двору, во времена сталинских репрессий против евреев, замечательно смотрелся бы в Антисионистском комитете советской общественности, вообще был бы чрезвычайно хорош у неофашистов и антисемитов любых мастей. Но он же не один — существует такая организация, как «Татары за Израиль», существует среди более чем трети миллиона неевреев, уехавших в Израиль в составе смешанных семей, множество не только русских и украинцев, но и азербайджанцев, и людей с Кавказа, и многих других мусульман, которые являются братьями, друзьями, добрыми соседями евреев. В нашей стране у огромного большинства мусульман с евреями все в порядке, с этими людьми можно делать общее будущее, а о муфтии Аширове что говорить? История таких людей обычно стирает ластиком. Чего он хочет добиться, это его проблемы. А чего он сможет добиться, это уже проблемы руководства нашего государства, если оно хочет, чтобы наша страна выглядела цивилизованной, была цивилизованной и мы не начали резать друг друга, как это было в гражданскую войну и много раз позже, а продолжали жить нормально, несмотря на определенные разногласия. Думаю, что муфтию Аширову вряд ли удастся убедить людей, что его точка зрения имеет отношение к чему-либо, кроме его либо дурного характера, либо личного антисемитизма, либо антисемитизма проплаченного, извне или изнутри, не так важно.
Конфликта как такового здесь нет. Почему же у муфтия Аширова не может быть неприязни к Израилю или к евреям? Какое право мы имеем делать из антисемита неантисемита?
Если у вас в составе делегации на конгрессе дурно пахнущий бомж, которого не пускают в столовую отеля, так это проблема той делегации, которая бомжа привела, а не евреев и не мусульман. В приличных местах таких людей в начальники не пускают, вот пусть Совет муфтиев и разбирается, является ли он пятой колонной тех радикальных исламистов, которые в своей точке зрения совпадают с товарищем Ашировым, всех этих джихадистов, ваххабитов, салафитов, антиизраильских и заодно антироссийских террористов, или нет. Ведь это он тот самый человек, который сказал, что крест нужно убрать с герба. Вроде бы много у нас и атеистов, и мусульман, и буддистов, и евреев, и никого почему-то ни крест, ни Георгий Победоносец на московском гербе не трогают. Но вот есть человек, которого это трогает — ну, может быть, его нужно отправить к его единомышленникам, в сектор Газа или куда-нибудь еще, и тогда в их рядах этот человек безусловно найдет себе место. А если Россия — дом для людей, которые ее населяют, которые, в конце концов, ее строили, то, наверное, в этом доме муфтий является поджигателем конфликта. Ну что делать с таким муфтием? Опять же пусть решает государство и пусть решает российский муфтият. Это их проблемы.
Евгений Сатановский — президент Института Ближнего Востока