Партия – наш оппонент!
Обычный протокольный репортаж в программе «Вести» телеканала «Россия» заставил на минуту отвлечься от всех прочих дел и вслушаться в звучащие с очередной высокой трибуны слова.
Партия власти провела в минувшую пятницу медиафорум. И процитированные главной информационной программой главного государственного телеканала слова эти, право, стоили внимания.
Теперь цитаты. Из оратора и из тех самых государственных медиа (эфира телеканала «Россия» и принадлежащего ВГТРК сайта www.vesti.ru, которые с помощью «Единой России» и учились в тот день обеспечивать собственную «медиакратию».
«Партия «Единая Россия» рассчитывает, что средства массовой информации займут место серьезных и достойных оппонентов власти!» — это сам говорящий с высокой трибуны сопредседатель «Единой России» Сергей Кужегетович Шойгу.
«Глава МЧС был брошен на роль «куратора» Всероссийского медиафорума, который «Единая Россия» проводит в Подмосковье» — это цитата с сайта. И далее: «Общаясь с представителями более 200 региональных СМИ, Шойгу признал, что у «Единой России», как выяснилось, «нет серьезных и достойных оппонентов на политическом поле».
«Не оппозиция, а оппоненты всегда нужны, и мы надеемся, что такими оппонентами станут СМИ» — это снова главный спасатель России, на этот раз брошенный в чрезвычайную ситуацию общения со свободной прессой.
С прессой, с ней всегда сплошная чрезвычайщина. Сколь ее не корми, сколь за казенные… простите, партийные деньги в Подмосковье со всей страны не свози, все норовит ляпнуть какую-нибудь гадость про руководящую и направляющую… ой, снова что-то не то. Ассоциация из другого времени, когда партийная печать, кажется, была не только коллективным пропагандистом, но и коллективным организатором…
Так вот и на этот раз в обстановке отрегулированного перехода партийной прессы в ряды оппонентов собственной партии нашелся казачок, с другого политического поля засланный.
Снова цитата с сайта:
«Сергей Шойгу резко отверг предположение одного из участников форума, который, задавая вопрос из зала, предположил, что «Единая Россия», возможно, сама «зачистила политическое поле».
Прелестно в этом сухом репортажном контексте слово «возможно». Не менее прелестен ответ:
«Кого мы зачистили? — спросил он (то есть главный спасатель России). — Все живы и здоровы».
Если исходить из привычных для главы МЧС параметров, действительно живы. В общем-то, из-под завалов независимой и свободной российской прессы в разной степени живости удалось выбраться и Парфенову, и Шустеру, и Шендеровичу, и Сорокиной, и Хрюну со Степаном, и иже с ними.
Некоторым еще и место в печатном и радийном строю нашлось! Кого-то даже в эфир федеральных телеканалов допускают: документальные проектики поснимать, в «Розыгрыше» узнаваемым лицом поработать. А что с основной профессиональной составляющей никак, так это уже в сводки и отчеты главного министерства спасения не вписывается.
Клиент дышит, значит, жив. Для трупов у этого ведомства иная форма отчетности, видимо, предусмотрена. Да и в отчетность МЧС разлагающиеся трупы некогда свободных СМИ, павших в неравной схватке хозяйствующих субъектов и сменяющих друг друга владельцев, не вписываются. Есть же такое название «Московские новости»? Есть, раз по-прежнему продается, и покупатель на этот товар все находится и находится. И название «НТВ» во всех телепрограммах значится — стало быть, и канал жив. А что душок от его бесконечных нынешних «Чистосердечных признаний» или «Террактов с предоплатой» идет смердящий, так это уже по иному ведомству!
Призвав прессу встать в стройные ряды оппонентов партии власти, ее соглава перешел к птичьему гриппу. С прессой, надо полагать, вопрос был решен.
По иронии судьбы в ту же пятницу, когда «Единая Россия» призывала свою прессу «достойно» себе оппонировать, организация «Репортеры без границ» опубликовала доклад 2005 года о ситуации со свободой прессы в мире. Россия в этом списке из 167 стран заняла 138 место, между Ираком и Филиппинами.
Что, собственно, можно признать успехом сразу по двум причинам. Во-первых, Россия в этом списке оказалась все же не последней. Пока есть Северная Корея, Эритрея и Туркменистан, почетное последнее место нам не светит. А во-вторых, в прошлом 2004 году Россия занимала в рейтинге «Репортеров без границ» 140 место. Два пункта вверх – впечатляющий прирост свободы наших СМИ! Еще каких-нибудь 60-70 лет, и можно войти в десятку лидеров. Вот только жаль в эту пору прекрасную…
Еще более горькая ирония судьбы заключалась в том, что в то самое время, когда Сергей Кужегетович поднимался на трибуну подмосковного медиафорума, в здании президиума Академии наук проходило прощание с Александром Николаевичем Яковлевым. Вот уж кто мог в середине 80-х, по тогдашнему своему правительственному и государственному статусу, собрать СМИ и позвать их дружными рядами встать в ряды оппонентов – «не оппозиционеров, а оппонентов» — партии. И встали бы. И в ножки поклонились! И за прорыв к свободе, к свету такой призыв главного идеолога партии сочли бы.
Но, будучи главным идеологом единственной на тот момент партии, Александр Яковлев отчего-то не стал звать прессу в оппоненты. Просто взял и дал ей свободу. И прессе, и всем нам. О чем на траурной панихиде говорили все выступающие, кроме разве какого-то начальника отдела писем Администрации президента (простите, не запомнила фамилию сего клерка), удостоенного великой чести представлять нынешнюю власть на прощании с человеком, определившим эпоху.
Что с этой дарованной свободой сделала и сама пресса, и те, кто ныне приглашает ее в оппоненты, другой вопрос. Вопрос не к тому, с кем прощались в пятницу, а к тем, кто остается жить. И стремительно забыв о трагическом семидесятилетнем опыте общения прессы с партией власти, сегодня снова легко встает в тщательно выстраиваемые ею ряды. Пусть даже ряды эти зовутся рядами оппонентов. Пока.