Известно, что Грузия питается информацией от разных стран, имеющих более серьезную, более подготовленную разведку. Но совершенно непонятно, какой именно вопрос в настоящий момент волнует грузинские спецслужбы. Будет война или нет? Так всем понятно, что ее не будет. Всем понятно, что это — игрушка, в которую играют обе стороны. У нас постоянно что-то такое обсуждают, вот сейчас Севастополь, например. Так какой шпионаж? В пользу кого?
Скорее всего, речь идет, собственно, о торговле оружием. Но тут тоже вопросы: что такое в данном случае «поставка оружия»? Массово с бандитскими группировками никто уже не торгует — не 90-е годы, а те поставки, что идут боевикам, так они идут совсем по другим каналам. В этой ситуации мы говорим, что это было первично — банальная торговля оружием. А дальше вопрос подачи: может быть, десять бандитов пытались продать четыре автомата. Организованная группа? Да. Группировка? Да. Поставки оружия? Ну да — четыре автомата тоже оружие.
Проблема в том, что мы перестали доверять нашим спецслужбам. Вот это — действительно проблема. Потому что у любого мало-мальски образованного и информированного человека разговор о грузинском шпионаже вызывает смех. Понятно, что есть державы гораздо более мощные, которые серьезно занимаются шпионажем: экономическим, военным, и о них вообще никто не говорит. А тут Грузия. Какую угрозу Грузия может представлять для России? Дестабилизация ситуации на Северном Кавказе — это понятно, но глобальной угрозы, очевидно, нет. Но самое главное — даже если предположить, что все правда, и этот человек собирал информацию в пользу Грузии. Из чего мы устраиваем цирк? Должно было быть спокойное сообщение: "Задержан человек, подозреваемый в сборе информации в пользу Грузии", и все. Когда грузины ловят офицеров ГРО — для них это событие, они поймали офицеров спецслужбы сверхдержавы, но мы-то чего радуемся? А сейчас это больше всего похоже на ответ «сам дурак». У нас вообще вся политика так построена. Ну ладно, они там выступают — у них выхода другого нет, но мы-то себя позиционируем как сверхдержаву. Задержали — хорошо, надо спокойно разбираться дальше, еще и посмеяться можно. Помниться, когда был пролет наших бомбардировщиков сверхдальней авиации, американцы что сказали? «Они что, до сих пор еще летают?» Вот это реакция сверхдержавы. А мы можем спросить: «Они что, еще пытаются разведовать?». По-серьезнее надо, не стоит опускаться на уровень геббельсковской пропаганды, причем достаточно глупой.
Кирилл Кабанов - председатель Национального Антикоррупционного комитета, бывший сотрудник ФСБ