НОВОСТИ

11 ИЮНЯ 2008 г.

Румыния, вообще говоря, представляет собой довольно специфическое явление в церковном смысле. Православная церковь там больше похожа на греческую, чем на РПЦ МП. Это выражается как в этничности и государственном статусе Православной церкви, так и в уровне демократизма.

Не стоит забывать, что Румыния теперь — член Евросоюза и НАТО, страна, ориентированная на западноевропейские гуманитарные ценности. Иначе говоря, цивилизационный выбор сделан. Той системы удельного княжения, которая характерна для архиереев РПЦ МП (достаточно вспомнить недавние истории со священниками А. Берманом, П. Адельгеймом, архим. Зиноном (Теодор) и др.), в Румынии уже нет. Поэтому и возникает у священнослужителей желание обезопасить свое иерейское бытие за счет чисто светской процедуры.

Конечно, каноническое право Православной церкви не знает такого явления, как тред-юнионизм, но оно не знает и многих других явлений, так что, вступив единожды на путь модернизации Церкви (а Румынская церковь в рамках модернизации даже перешла на западный григорианский календарь), с него уже трудно, а то и невозможно сойти. Например, клирики Румынской церкви открыто и явно причащаются вместе с католическими клириками, т.е. имеют полное каноническое общение в таинствах. Русские собратья их не могут позволить себе такой роскоши, т.к. оглядываются на консерваторов. Двойственная и неразрешенная позиция РПЦ МП по вопросу модернизации — это, вообще говоря, отдельный разговор, но этот вопрос — показатель как отличия ситуации, так и уровня демократических начал.

По сути же пока непонятно, какова перспектива этой инициативы клириков. Ясно, что архиереи будут против. Но официальная Православная церковь в Румынии очень многочисленна, там много монастырей, семинарий, приходов, и вся эта сеть постепенно выходит из-под контроля церковной администрации по многим параметрам. Думаю, что развитие этого процесса может в перспективе привести к созданию особого типа "европравославия", которое религиоведам еще предстоит осмыслить.

Версия для печати