Безусловно, многое зависит от состояния здоровья епископа Диомида. Если правда, что владыка не в состоянии приехать, то никакой проблемы не существует. Но есть второй вопрос: восприятие этой болезни. Очень часто приходится сталкиваться в жизни, в политике, в истории с тем, что восприятие факта играет не меньшую роль, чем сам факт как таковой. Это восприятие самодостаточно. И зная епископа Диомида как одного из лидеров так называемого «патриотического» направления в Русской церкви, зная, что его считают непримиримым борцом за «чистоту православия», можно оценить его неприезд как своеобразную дипломатическую болезнь, или даже дипломатическую ложь. Но я хотел бы подчеркнуть: именно можно оценить, однако это не есть проверенная правда. Можно, конечно, гадать, что за этим стоит. Может быть, нежелание епископа Диомида отчитываться или оправдываться в собственных действиях, не имеющих отношения к конкретным вопросам Архиерейского собора, а касающихся его заявлений, его призывов. Может быть, за этим стоит что-то другое: например, нечеткость его позиции, неумение или страх перед тем, что он не сумеет ее как следует отстоять. Но это всего лишь предположения, которые нуждаются в уточнении.
Позиция церковного руководства, не настаивающего в данной ситуации на том, чтобы встретиться с епископом Диомидом лицом к лицу, мне представляется правильной. Такого рода скандалы обычно не приводят к уврачеванию церковных нестроений, а дают лишь дополнительную пищу для разговоров людям, далеким от церкви, о ее нездоровье, о засилии в ней «реакционных церковников» … Безусловно, восприятие происходящего должно учитываться священноначалием. Представим, что было бы, если бы владыка приехал и все развивалось по самому худшему сценарию. Его бы спросили — он бы ответил, его бы, например, отправили на покой — вряд ли это внесло бы успокоение. Скорее всего, в таком случае он стал бы символом для так называемых «ультраконсервативных сил». С другой стороны, не спросить его о сделанных им в последнее время шагах тоже невозможно. Поэтому, я думаю, его неприезд удобен с политической точки зрения как священноначалию, так и ему самому.
Сергей Фирсов — профессор Санкт-Петербургского университета