По моему мнению, епископ Диомид чем дальше, тем больше превращается в культовую фигуру для всей так называемой правой православной оппозиции. Лишение его сана в этом смысле ничего не изменит, скорее даже будет стимулировать процесс конфронтации, начатый чукотским архипастырем. Что в таком случае, как мне кажется, было бы оптимальным. Решать подобный вопрос на крупном форуме, собираемом раз в четыре года, на мой взгляд, было неверно. По моему глубокому убеждению, епископ Диомид — фигура не вполне самостоятельная. Из него пытаются сделать нового митрополита Иоанна. И по существу давление, справедливое давление на Диомида будет вольно или невольно у многих правых православных ассоциироваться с именем петербургского архиерея, со всеми вытекающими отсюда последствиями. У него будет расти авторитет.
Священноначалие долгое время пыталось не замечать этого архиерея как растущую церковно-политическую фигуру. Упустив время, проблему решили одним махом. Я думаю, было бы правильно участвовать в полемике с епископом Диомидом или, лучше сказать, с теми, кто стоит за ним. Нужно было аргументировать свою позицию, доказывать богословскую несостоятельность его обличений, быть может, даже издать какой-то сборник работ, где бы разбирались его заявления. Тем более что по многим вопросам такие материалы имеются, их не надо писать заново. И только после всего этого — принимать решение. Полагаю, это было бы более адекватно ситуации.
Сергей Фирсов — профессор Санкт-Петербургского университета